Когда вы слышите фразу «Big IT», вы думаете об Amazon, Google и логотипах Netflix и Spotify. Однако страны Юго-Восточной Азии являются домом для успешных технологических компаний с сотнями миллионов пользователей и множеством необычных услуг и продуктовых решений. Сегодня мы поговорим о них.
В этой серии статей мы рассмотрим самые крутые и влиятельные технологические компании за пределами так называемого «золотого миллиарда». И я даже не затронул Китай. Это отдельная большая история и заслуживает отдельного цикла (об этом, наверное, напишу позже). В первой части мы рассмотрели ИТ-лидеров Японии и Южной Кореи, но сегодня мы поговорим о странах Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур и Вьетнам.
Давайте начнем:
Скутеры для всего или первый единорог Индонезии
Если вы когда-нибудь летали в Таиланд, Вьетнам или даже на Бали, чтобы понежиться на солнце, вы, вероятно, знаете, насколько любят скутеры в Юго-Восточной Азии. Лично для меня одним из самых ярких впечатлений от поездки на Пхукет было то, как местные жители везут на мопедах семьи с детьми, клетки с курами и гигантские доски для серфинга. И они в порядке.
Это совершенно безопасно.
Учитывая популярность скутеров в регионе, неудивительно, что появился и соответствующий вид транспорта. Возьмем, к примеру, Индонезию. На протяжении многих лет все жители Индонезии ездят на мототакси, которое местные жители называют «ойек".
Итак, 15 лет назад индонезийский предприниматель подумал про себя: «Если использование такси растет во всем мире, почему такси в нашей родной стране настолько хуже?» Так родился стартап Gojek. Сейчас это огромная автомобильная технология и экосистема, но все началось с наведения порядка в хаосе скутеров.
Бизнес Озека напоминал базар на колесах. Большую часть времени озеки тратили на поиск пассажиров, и клиенты были очень расстроены тем, что поиск бесплатного самоката занимал больше времени, чем сама поездка. Так что эта идея оказалась очень подходящей.
Изначально Gojek был просто колл-центром, который доставлял заказы. Однако в период с 2014 по 2015 год, когда Uber и некоторые региональные компании начали выходить на индонезийский рынок (одна из которых будет рассмотрена отдельно ниже), Gojek впервые привлек внимание инвесторов. В тот момент мы поняли, что модель колл-центра устаревает. Нашему приложению требовался агрегатор, поэтому мы решили создать его на собранные первоначальные инвестиции.
Основатель Gojek Надием Макарим — очень интересный человек. Начинал он консультантом в McKinsey (видимо, он был коллегой в компании), потом ликвидировал местную технологическую компанию, а в 2019 году ему пришлась роль «министра технологий» (что-то вроде) в правительстве был специально разработан для.
За первый год приложение было скачано 30 миллионов раз. В целом индонезийский рынок был настолько огромным и привлекательным, что Gojek в рамках первого инвестиционного раунда в 2014 году был оценен в $1,5 млрд (т.е стал единорогом). Однако путь компании только начинается.
Гойек начал быстро расти. С каждым годом количество самокатов и заказов увеличивалось. В то же время компания изменила свое позиционирование. Мы перешли от модели «Uber для валетов» к модели «цифровой сервис на все случаи жизни». Вскоре после своего основания компания Gojek начала предлагать услуги по доставке еды и посылок. Это неудивительно, учитывая, насколько удобно и быстро доставить негабаритный груз на скутере. В 2016 году у Gojek уже был огромный парк самокатов (так говорят?), поэтому имело смысл запустить услугу краткосрочной аренды. Давайте назовем это «совместным использованием самокатов». Потом мы добавили полноценный каршеринг, а потом добавили агрегаторы автотакси.
Тогда компания выложилась на полную катушку. Gojek оцифровал буквально каждый сегмент и нишу, в которую можно попасть с помощью цифровых технологий в Индонезии:
Доставка готовой еды GoFood, доставка непродовольственных товаров GoShop и GoMart. Лекарство будет доставлять компания GoMed. Курьерская доставка с помощью GoSend и GoBox. Чистящий агрегат GoClean. Умная библиотека развлекательного контента на выбор через Gotix, GoPlay и GoGames. Запишитесь на все виды массажа и косметических процедур через GoMassage...
Конечно, пикантности всему этому добавил собственный платежный сервис GoPay (запущенный в 2020 году). Он может отправлять деньги, генерировать и сканировать платежные QR-коды, оплачивать счета за коммунальные услуги, штрафы и другие счета. Позже были добавлены рассрочка, кредиты, страхование и инвестиционные платформы, чтобы сформировать комплексное предложение в сфере финансовых технологий.
Gojek также предлагает несколько совершенно потрясающих сервисов, которые вы никогда не видели даже в самых сложных азиатских суперприложениях. Например, у компании есть зонтичная компания, предоставляющая услуги по уходу за домашними животными, и во время пандемии они арендовали медицинские маски (мы надеемся, что эти арендованные материалы нельзя будет использовать повторно).
Важное слияние произошло в 2018 году. Gojek приобрел ведущую индонезийскую платформу электронной коммерции Tokopedia, еще одного индонезийского единорога. Это позволило экосистеме улучшить онлайн-транзакции.
Вот как сегодня выглядит экосистема Гойека. Эти три подразделения дополняют и усиливают друг друга.
Обратите внимание: в отличие от многих азиатских технологических лидеров, Gojek не является суперприложением. Напомним, суперприложение — это когда компания в одном месте создает комплексный интерфейс для пользователей и запускает платформу для внутренних мини-приложений. Эти мини-приложения уже созданы сторонними разработчиками (ну, большинство из них). Gojek — это действительно экосистема цифровых услуг, разработанная самой компанией.
В настоящее время у Gojek более 100 миллионов активных пользователей в Индонезии и нескольких соседних странах, при этом около 80% местных предпринимателей надежно используют Gojek (либо в качестве основного канала, либо в качестве одного из своих каналов). Все, что было нужно, это навести порядок в прорыве скутеров в Азии.
Gojek часто претендует на звание крупнейшего цифрового сервиса Юго-Восточной Азии, но...
. с этим не согласны их конкуренты из соседней Малайзии...
...или из Сингапура, попробуйте разобраться там.
Происхождение Grab немного более приземленно по сравнению с его индонезийским аналогом. В 2012 году два выпускника Гарварда, сингапурец и малазиец, запустили локальную версию Uber под названием MyTeksi. Сервис стартовал в Малайзии, где назывался долгое время, но с 2013 года начал распространяться на соседние страны, сначала в Сингапур и Таиланд, затем во Вьетнам, Индонезию и Филиппины.
Поскольку Grab решила сосредоточиться на мобильности по требованию, в первые несколько лет она не проявляла особой активности в других сегментах (хотя сейчас ситуация меняется). Но в автомобильной технике они быстро раскрыли весь свой потенциал.
Мы начали расширяться с GrabCar. Как поясняет сама компания, это не агрегатор такси, а сервис краткосрочной аренды частных автомобилей с водителем. Для клиентов есть ровно два важных различия. Во-первых, если Grab Taxi собирает машины у местных таксопарков, которые в основном ездят по счетчику, то в GrabCar частные водители ездят по фиксированной цене (у нас в стране все такси так работают, но на самом деле это не так). Во-вторых, GrabCar ориентируется на автомобили премиум-класса (очевидно, с кондиционером) и более опытных водителей. Так что в этом плане он слегка напоминает нам наш Вилли. Для компании существует множество отличий, начиная от уровня вовлеченности во всей цепочке, заканчивая контролирующими органами и другими нюансами.
После небольшой задержки Grab запустит свое роскошное такси Ultramega под брендом GrabCar+. Такими темпами у нас могут быть даже кожаные сиденья!!
в 2014 году компания оцифровала тот же мопед ojek под брендом GrabBike (оказалось, что она его переоцифровала вслед за Gojek). Потом добавила собственный каршеринг. В 2017 году компания предложила детский тариф GrabFamily.
Обратите внимание: Суть торговли продуктами в магазине. Откуда берётся прибыль и что с ней делать?.
Хотя это предлагается как отдельная услуга, по сути это всего лишь тарифный план. В том же году руководство Grab решило, что создания связанных объектов достаточно, и объединило почти все транспорты в одно суперприложение JustGrab. В результате слияния также появились новые функции. Например, теперь вы можете искать все автомобили с фиксированной ценой одновременно, будь то такси или частный владелец GrabCar, что ускоряет поиск.Кроме того, с годами появились такие сервисы, как GrabHitch (например, BlaBlaCar), позволяющие находить попутчиков, бронировать места в автобусах и доставлять продукты, еду и другие предметы первой необходимости. С тех пор доставка превратилась в полноценный сервис электронной коммерции под брендом GrabShop. Ну запустили свой платежный сервис — куда бы мы без него, они же азиаты.
Интересное о Grab:
-
Во время вспышки коронавируса компания запустила еще один сервис, который позволяет медицинским работникам удобно и быстро перемещаться между домами, больницами и пациентами. Услуга называлась GrabCare. Правда, он работал только в Сингапуре, но все равно это было круто.
-
В 2016 году Grab представил чат в приложении между водителями и пассажирами. Кроме того, компания быстро нацелилась на страны с несколькими местными языками, поэтому почти сразу же добавила в чат живых носителей основного языка. В этом отношении Grab превосходит оригинал. Чат с водителями появился в приложении Uber только в 2017 году, а в «Яндекс-Такси» годом позже.
-
Не обошлось и без скандалов. В 2022 году работники службы доставки и водители Grab во Вьетнаме устроили масштабную акцию протеста против политики компании. По их мнению, рост цен на топливо существенно сократил их прибыль как курьеров и таксистов, а компания отреагировала на ситуацию слишком аморфно. Grab решила отреагировать повышением цен для своих клиентов (вообще говоря, это логично), но эффект оказался скромным и Grab столкнулся лишь со снижением заказов. Власти также вмешались, и ситуация в конечном итоге разрешилась путем корректировки условий и сборов.
Возможно, на этом фото недовольный вьетнамский курьер-захватчик пытается понять: «Почему здесь так ничего нет??!"
В 2019 году Grab стал первым десятирогом в Юго-Восточной Азии (то есть стартапом стоимостью более 10 миллиардов долларов). После этого сервис продолжил стремительно развиваться. Реалии коронавируса и пандемии еще больше ускорили доставку продуктов питания, товаров и других услуг «последней мили». В 2021 году Grab стала публичной через SPAC. В настоящее время у сервиса около 180 миллионов пользователей, и он имеет очень прочные корни в большинстве стран региона. Однако популярность различных услуг может варьироваться от страны к стране.
Местный Wildberries, подвинувший Amazon
В настоящее время Shopee является самой посещаемой платформой электронной коммерции в Индонезии и сильным игроком в Малайзии, Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах, Тайване и даже (на удивление) в Бразилии.
Компанию основал сингапурский бизнесмен Форрест Ли. В целом ему принадлежат все акции компании Sea Ltd., которая кроме Shopee также владеет игровой компанией Garena, разработчиком мобильных игр и эксклюзивным дистрибьютором многих компьютерных и консольных хитов в регионе и также является достойными кандидатами на должность анализ) платежные услуги и т.д. Компания уже много лет конкурирует с компанией Grab, занимающей первое место в списке самых ценных компаний Сингапура. А сам Форрест несколько лет возглавлял местный список Forbes.
Форес Ли, основатель Shopee. Хотя он не управляет компанией по ловле креветок, у него есть крупнейшая торговая площадка в Юго-Восточной Азии. Я тоже в порядке.
Теперь вернемся к Шопи. Компания была основана в Сингапуре в 2015 году и в течение следующих нескольких лет начала экспортировать свою продукцию в крупные соседние страны. Изначально это была C2C-маркетплейс типа нашего собственного «Авито», но потом были введены B2C-продажи и продажи начали брать на себя профессиональные крупные продавцы.
Отдельно стоит отметить, что Shopee укреплялась на новых рынках в то время, когда в регион активно выходили самые мощные игроки. Впервые Amazon появился в Юго-Восточной Азии в 2017 году. Во-вторых, в 2016 году Джек Ма приобрел сингапурскую платформу Lazada, а затем начал использовать мегатонны юаней для конкуренции. Кстати, Lazada тоже стоит проанализировать в этой статье, но это не совсем наша тема, поскольку за ней стоят китайские владельцы и ресурсы.
Однако Shopee смогла обойти их в Индонезии и сохранить очень высокую долю на других рынках. Так как же они это сделали?
Во-первых, Shopee смогла понять ключевые болевые точки своего целевого рынка быстрее, чем ее конкуренты. Чтобы:
-
Первая боль в том, что местное население не очень счастливо (простите за эвфемизм). Из-за этого нам пришлось сосредоточиться на мобильных телефонах и убедиться, что сервис хорошо работает с любой скромной лопатой. Для достижения этой цели Shopee с самого начала приняла подход, ориентированный на мобильные устройства.
Mobile-first означает, что интерфейс, процесс или функциональность разрабатываются непосредственно для смартфонов (мобильные браузеры или приложения). И только позже всё это дело было адаптировано в десктопный формат.
Здесь главный операционный директор Шопи отлично объясняет, что это означает на практике.
-
Вторая боль – широко распространенная бедность из-за низкой технологической грамотности населения. Эта взрывоопасная смесь привела к очень низкому уровню доверия к онлайн-транзакциям. Если вы плохо разбираетесь в технологиях в целом, это имеет смысл, ведь мошенничество может оказаться смертельным для скромных семей. Решение Shopee — это уникальная услуга условного депонирования Shopee Warranty. Здесь пригодились финтех-возможности материнской компании Sea Ltd.\
Эскроу — это метод оплаты, при котором третья сторона первоначально удерживает при себе средства покупателя (эскроу) и передает их продавцу только после успешного завершения покупки. Например, когда покупатель получает товар и уведомляет об этом сервис, нажав соответствующую кнопку внутри приложения.
Проще говоря, данный сервис выступал финансовым гарантом сделки. Кстати, есть теория, что Alibaba использовала подобные приемы для усиления Китая.
-
Третья болевая точка – слабость логистической инфраструктуры. Shopee использует здесь гибридный подход. Во-первых, он активно подключил множество местных логистических партнёров, всячески усилил их и дополнил собственным логистическим центром. В регионе, где логистика была чрезвычайно сложной, компания построила свою инфраструктуру с нуля. В то же время, чтобы сделать доставку более доступной и привлечь больше партнеров по логистике, Shopee активно субсидировала и предлагала бесплатную доставку или доставку со скидкой.
Помимо лечения глубоко укоренившейся боли, Шопи также успешно обратился к потребительским особенностям местного рынка. Например, мы добавили вкладку со скидками и специальными предложениями (в основном это скидки на текущие трансляции канала), а также добавили отдельный раздел о продажах прямых трансляций. Последнее — еще один фетиш азиатской торговли, и об этом я много писал на своем канале (1, 2, 3).
Вот список связанных функций Shopee. В центре — дисконтная трансляция, а справа — прямая трансляция. А слева мы добавили огромный приветственный купон, чтобы пользователь не совершил конверсию.
В настоящее время у Shopee около 400 миллионов пользователей (один источник говорит, что около 300 миллионов, другой — около 500 миллионов, поэтому я округлил их), и они совершают около 215 уникальных посещений сервиса в месяц. Около половины из них — индонезийцы, остальные — жители других стран Юго-Восточной Азии.
Интересна также экспансия компании в Бразилию. Shopee начал выходить на этот рынок в 2020 году и в начале 2021 года стал самым загружаемым приложением для покупок в стране. Ключом к успеху Бразилии является геймификация взаимодействия. Shopee запустила в приложении несколько мини-игр, победители которых были вознаграждены купонами на скидку и подарочными купонами. И этого явно не могло бы произойти без отдела разработки игр материнской компании. В целом Forest Re очень хорошо умеет добиваться синергии между бизнесами. Наши строители экосистемы обязательно должны рассмотреть его подход.
Кстати, вы заметили, что в статье упоминаются три трансазиатских гиганта, базирующиеся в Сингапуре, дедушка Ли Куан Ю явно что-то знал.
Это все на сегодня. Хотите такие же статьи о Японии и Южной Корее? Тогда это место для вас.
если вы дочитаете до конца, возможно, вам захочется посетить мой канал на тг:
-
На основном канале Disruptor мы обсуждаем (и публикуем все наши статьи) всякое интересное из мира бизнеса, инноваций и технологий простым человеческим языком).
-
А на нашем втором канале под названием Ficism мы пишем о новых функциях и инновационных решениях от самых крутых компаний и стартапов.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами.