Переход к производству подросткового приключенческого кино и монетизация режиссерского видения кинематографа именуется не только эпохой блокбастеров, но еще и эрой продюсерского кино

Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Фото: Lostfilm.info

Переход к производству молодежных приключенческих фильмов и монетизация режиссерского видения кино называют не только эпохой блокбастеров, но и эпохой продюсерского кино.

Продюсеры являются лидерами кинопроизводства и всегда играли решающую роль в создании фильмов. Однако со времени становления кинематографа и до 60-х годов 20 века продюсерами в основном были наемные работники и непосредственные руководители кинокомпаний.

В тот момент, когда крупные компании потеряли свои сети кинотеатров, появилось много продюсеров, которые сформировали своего рода мини-кинокомпании. Они сами себя финансировали, сами снимали и распространяли свои фильмы — все это делалось мелко и масштабно, но было достаточно прибыльно. Однако крупные кинокомпании быстро преодолели все тяготы, выпавшие на их долю после Второй мировой войны, слились с медиаиндустрией и стали еще крупнее и сильнее, чем прежде.

Когда крупные компании наладили взаимовыгодные отношения с телевидением, у независимых кинематографистов снова начались проблемы. Великие кинематографисты научились проводить грамотные маркетинговые кампании, гарантирующие им интерес зрителей. Независимым производителям ничего не оставалось, как умереть или приспособиться к крупным. Независимая киноиндустрия не вступала в бой с неравным врагом, предпочитая взаимовыгодное сотрудничество.

Так появилось кинопроизводство. Крупные компании стали своеобразными финансовыми, управленческими и регулирующими центрами, которые делегируют кинопроизводство продюсерам. Отныне на продюсере лежит основная ответственность за содержание, за художественную ценность фильма. Кроме того, продюсеры могут быть сотрудниками компании и выполнять студийные проекты. Или они могут быть партнерами кинокомпании - в этом случае продюсер должен лично найти/создать проект и убедить большую большую компанию в своих перспективах. Это привлечет сильное финансирование к проекту и гарантирует широкий релиз.

Таким образом, небольшая продюсерская компания теряет часть своей автономии в принятии решений, а крупная компания вкладывает свои ресурсы в реализацию и продвижение кинопроекта — взаимовыгодный компромисс.

Человеком, которому принято считать переход от главной роли в мейнстриме к продюсеру, является небезызвестный Джордж Лукас. Ему удалось реализовать возникшую в то время концепцию продюсерского кино.

Джордж Лукас на съемках «Звездных войн». Фото: starwarsgb.com

В 1971 году Джордж Лукас создал собственную продюсерскую компанию Lucasfilm, а в 1973 году снял и продюсировал популярный фильм «Американские граффити». В дальнейшем он разрабатывает концепцию фильма, который в будущем получит название «Звездные войны» и подписывает контракт на производство с 20th Century Fox.

Как известному режиссеру и продюсеру, Джорджу Лукасу предоставлена ​​большая свобода в реализации собственного видения фильма. Компания 20th Century Fox передала производство Джорджу Лукасу, оставив за собой роль финансиста, контролера и маркетолога. Принципиальное отличие вновь созданной концепции заключалось в том, что крупные проекты были сосредоточены в руках одного человека, отвечавшего за создаваемый кинотеатр как с финансовой, так и с художественной стороны.

Во времена Бастера Китона и Чарли Чаплина роли продюсеров, режиссеров, сценаристов и актеров также не различались. Фильмы Чарли Чаплина — это не просто фильмы, в которых он снимался, это практически его самостоятельные творения. Но когда Шарди Чаплин снимал фильмы для студий, финансировавших съемки, их отношения строились по принципу заказчик-исполнитель. Теперь в роли сценариста, режиссера и продюсера задействованы лица партнерские – обе стороны не только имеют долю в положительном результате, но и корректируют собственные действия и приоритеты в соответствии с представлением об оптимальном результате.

Несомненно, крупные компании оставили за собой право создавать собственные студийные проекты. Все крупные компании снимали, снимают и будут снимать фильмы, где имена режиссеров и сценаристов, которые их снимали, остаются неважными. В таких проектах продюсеры, работающие в штате кинокомпании, выбирают проект и решают его реализовать — студия самостоятельно принимает все важные решения, касающиеся фильма.

Важно отметить, что слово «продюсер» относится ко многим различным ролям.

Обратите внимание: Особенности ведения бизнеса по производству водосточных систем.

Над одним фильмом работает много продюсеров, и только 1-2 из них фактически являются главными менеджерами проекта. Как и в любой компании, у менеджера есть много заместителей и начальников отделов, которые ему подчиняются. Концепция продюсерского кино предполагает, что продюсер вкладывает в свой проект средства собственной компании или привлеченные инвестиции. Он несет ответственность за финансовый успех фильма и несет большие материальные и репутационные потери в случае неудачи. В то же время, если у продюсера есть навыки делать хорошие фильмы, у него есть возможность привлечь крупную компанию либо к процессу производства фильма, либо, если фильм уже готов, к маркетинговым и дистрибуционным мощностям крупной компании.

Фрэнсис Форд Коппола (слева) на съемках фильма «Апокалипсис сегодня». Фото: observador.pt

Знаковым событием для переосмысления финансовой стороны кинопроизводства стал фильм «Апокалипсис сегодня». В 1979 году Фрэнсис Форд Коппола, уже прославившийся благодаря «Крестному отцу» (1972), выпустил фильм, для которого не нашел стороннего финансирования и сам оплатил производство.

Этот проект был его собственным детищем — Коппола был почти единственным сценаристом, режиссером и продюсером. Съемки фильма о войне во Вьетнаме неожиданно затянулись и обошлись намного дороже, чем ожидалось (более 30 миллионов долларов). Содержание фильма весьма противоречиво и не соответствует общепринятым стандартам повествования, многое изменилось прямо во время съемок. Запись долго редактировалась и с трудом сократилась до 3-х часовой версии. Несмотря на то, что фильм «Апокалипсис сегодня» имел довольно большой успех и получил множество кинопремий, его выход едва не уничтожил продюсерскую компанию «Американский зоотроп», принадлежащую Фрэнсису Форду Копполе.

Эта история оказала большое влияние на творчество продюсеров. Стало очевидно, что работа продюсера должна строиться на системе сдержек и противовесов. В демократическом государстве система сдержек и противовесов требует, чтобы законодательная власть принимала законы и проявляла инициативу, исполнительная осуществляла эти законы, а судебная власть контролировала выполнение законов и наказывала за их возможные нарушения. Точно так же реализация крупных кинопроектов основана на совместной работе трех независимых специалистов: продюсеров, отвечающих за финансирование фильма; продюсеры, ответственные за производство фильма, и продюсеры, ответственные за распространение фильма.

Самостоятельно и индивидуально реализуются только относительно малобюджетные проекты, провал которых не станет большим ударом для их инвесторов. Эта концепция позволила сформировать в США сильное независимое кино, так называемое INDIE Movie. Это стало залогом успеха и поддержания высочайшего уровня современного кинопроизводства.

Благодаря органичному сосуществованию крупных многомиллиардных кинокомпаний и независимых продюсеров на большой экран выходят фильмы, по праву считающиеся шедеврами.

Если вы посмотрите на фильмы, завоевавшие общественный успех в конце 70-х и 80-х, то легко увидите, что подавляющее большинство из них — это фильмы, которые были успешно реализованы в сотрудничестве между продюсерами (часто выступающими в роли сценаристов/режиссеров) и крупными компаниями.

Так, например, Стивен Спилберг с двумя коллегами в 1981 году создал продюсерскую компанию Amblin Entertainment и выпускает все свои последующие фильмы с большой степенью самостоятельности.

Слева направо: Фрэнк Маршал, Кэтлин Кеннеди, Стивен Спилберг — соучредители Amblin Entertainment. Фото: thr.ru

Можно перечислить большое количество имен продюсеров, которые также являются режиссерами (а часто и сценаристами) своих фильмов. Их имена прославились в 1980-х и 90-х годах, а снятые ими фильмы определили лицо современного кинематографа: Стэнли Кубрик («Сияние», 1980, «Цельнометаллическая оболочка», 1987), Джеймс Кэмерон («Терминатор», 1984, «Титаник», 1997), Ридли Скотт. ("Чужой" 1979, "Бегущий по лезвию" 1982), Роберт Земекис ("Назад в будущее" 1985, "Смерть ей к лицу" 1992), Иван Райтман ("Охотники за привидениями" 1984, "Близнецы" 1988г.).

Продюсер стал центральной фигурой в кинематографе. Именно сообщество продюсеров решает, какие фильмы и сколько средств будет выделено. Именно продюсеры контролируют и корректируют кинопроцесс, что во многом влияет на то, каким будет окончательный вариант фильма. Продюсеры оценивают потенциал фильма, когда он готов, и решают, насколько большим будет релиз.

Термин «продюсер» охватывает множество различных специалистов, играющих множество различных ролей. Это не просто «толстосумы», которые решают, на что им потратить свои финансы. Производители часто играют роль инвестиционных брокеров. Продюсеры также являются наемными работниками, которые не имеют никакого отношения к финансовой стороне кинопроцесса, а играют роль связующего звена между абсолютно всеми аспектами кинопроизводства.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Переход к производству подросткового приключенческого кино и монетизация режиссерского видения кинематографа именуется не только эпохой блокбастеров, но еще и эрой продюсерского кино.

\