Эра продюсерского кино: как Спилберг и Лукас изменили правила кинобизнеса

На фото: Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Фото: Lostfilm.info

Новая эпоха в кино

Исторический поворот в кинематографе, связанный с появлением молодежных приключенческих блокбастеров и коммерциализацией авторского видения режиссеров, принято называть не только «эпохой блокбастеров», но и «эрой продюсерского кино». Это был период, когда творческая и финансовая власть в индустрии начала концентрироваться в руках продюсеров, которые часто совмещали эту роль с режиссурой и написанием сценариев.

Эволюция роли продюсера

Продюсеры всегда были ключевыми фигурами в создании фильмов, однако их статус и функции кардинально изменились. Если с зарождения кино и вплоть до 196-х годов они в основном были наемными сотрудниками студий, то позже ситуация трансформировалась. После Второй мировой войны, когда крупные студии лишились собственных сетей кинотеатров, возникло пространство для независимых продюсеров. Они создавали мини-кинокомпании, самостоятельно находили финансирование, занимались производством и дистрибуцией. Хотя их операции были не такими масштабными, как у гигантов индустрии, они могли быть весьма прибыльными.

Однако расцвет независимого производства был недолгим. Крупные студии, преодолев послевоенные трудности и слившись с медиаконгломератами, стали еще могущественнее. Установив прочные и взаимовыгодные связи с телевидением, они вновь поставили независимых кинематографистов в сложное положение. Мейнстримовые режиссеры освоили искусство маркетинга, гарантировавшего зрительский интерес. Независимым же создателям пришлось либо уйти со сцены, либо найти способ интеграции в большую систему. Они выбрали сотрудничество, что и привело к становлению новой модели кинопроизводства.

Симбиоз студий и продюсеров

Крупные компании превратились в финансовые и управленческие хабы, которые делегировали непосредственное производство фильмов продюсерам. На последних легла основная ответственность за художественное содержание и качество проекта. При этом продюсер мог быть как штатным сотрудником студии, так и внешним партнером. В последнем случае ему нужно было самостоятельно разработать проект и убедить студию в его потенциале, чтобы получить серьезное финансирование и гарантии широкого проката.

Этот компромисс был выгоден обеим сторонам: небольшая продюсерская компания получала ресурсы и дистрибуцию, а крупная студия — перспективные проекты, риски по которым во многом брал на себя продюсер.

Пионер новой эры: Джордж Лукас

На фото: Джордж Лукас на съемках «Звездных войн». Фото: starwarsgb.com

Фигурой, олицетворяющей переход власти в кино к продюсерам, считается Джордж Лукас. Основав в 1971 году компанию Lucasfilm, он в 1973 году снял и спродюсировал успешный фильм «Американские граффити». Позже, разработав концепцию «Звездных войн», Лукас заключил контракт с 20th Century Fox. Студия, признавая его талант, предоставила ему значительную творческую свободу, взяв на себя финансирование, контроль и маркетинг. Так родилась модель, при которой масштабный проект контролировался одним человеком, отвечавшим и за художественную, и за финансовую составляющие.

Важно отметить, что подобное совмещение ролей (продюсер-режиссер-сценарист) было не ново — так работали, например, Чарли Чаплин и Бастер Китон. Однако ключевое отличие новой эры заключалось в партнерских, а не подрядных отношениях с финансирующей студией. Обе стороны были заинтересованы в успехе и совместно корректировали процесс для достижения оптимального результата.

Структура продюсерской работы

Стоит понимать, что термин «продюсер» объединяет множество разных ролей. Над одним фильмом могут работать несколько продюсеров, но ключевых менеджеров проекта обычно один или два. Концепция продюсерского кино подразумевает, что продюсер вкладывает в проект собственные или привлеченные средства и несет полную ответственность за его финансовый успех. В случае провала он рискует не только деньгами, но и репутацией. При этом, обладая качественным проектом, он может привлечь крупную студию для совместного производства или для использования ее мощностей для проката.

Обратите внимание: Особенности ведения бизнеса по производству водосточных систем.

Уроки «Апокалипсиса сегодня»

На фото: Фрэнсис Форд Коппола (слева) на съемках фильма «Апокалипсис сегодня». Фото: observador.pt

Знаковым событием, заставившим пересмотреть подходы к финансированию, стал фильм «Апокалипсис сегодня» (1979). Фрэнсис Форд Коппола, уже знаменитый благодаря «Крестному отцу», не нашел сторонних инвесторов для своего нового проекта и финансировал его самостоятельно, выступив сценаристом, режиссером и продюсером. Съемки затянулись, бюджет взлетел до небес, а сам фильм оказался крайне сложным и новаторским. Несмотря на критический успех и награды, проект едва не привел к банкротству продюсерскую компанию Копполы «Американский зоотроп».

Эта история наглядно показала риски отсутствия системы сдержек и противовесов. По аналогии с государственным управлением, в крупных кинопроектах должна быть четкая специализация: одни продюсеры отвечают за финансирование, другие — за производство, третьи — за дистрибуцию. Полная самостоятельность стала уделом малобюджетного кино, что, в свою очередь, дало мощный импульс развитию независимого американского кинематографа (INDIE Movie).

Расцвет продюсерского кино в 80-е и 90-е

Симбиоз крупных студий и независимых продюсеров оказался плодотворным. Подавляющее большинство культовых фильмов конца 70-х, 80-х и 90-х годов были созданы именно по этой модели. Яркий пример — Стивен Спилберг, основавший в 1981 году вместе с коллегами компанию Amblin Entertainment, которая позволила ему сохранять высокую степень творческой автономии при работе над своими картинами.

На фото: Слева направо: Фрэнк Маршал, Кэтлин Кеннеди, Стивен Спилберг — соучредители Amblin Entertainment. Фото: thr.ru

Целая плеяда режиссеров-продюсеров определила лицо современного кино: Стэнли Кубрик («Сияние», «Цельнометаллическая оболочка»), Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Титаник»), Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию»), Роберт Земекис («Назад в будущее»), Айван Райтман («Охотники за привидениями»).

Продюсер как центральная фигура

Таким образом, продюсер стал ключевой фигурой в кинематографе. Именно сообщество продюсеров определяет, какие фильмы будут сняты и какие бюджеты получат. Они контролируют весь процесс — от разработки идеи до финального монтажа и стратегии релиза. Продюсер — это не просто инвестор. Это может быть инвестиционный брокер, привлекающий средства, или наемный управленец, координирующий все аспекты сложного кинопроизводства. Эра продюсерского кино закрепила модель, в которой творческое видение и бизнес-расчет идут рука об руку, создавая как кассовые блокбастеры, так и признанные шедевры.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Переход к производству подросткового приключенческого кино и монетизация режиссерского видения кинематографа именуется не только эпохой блокбастеров, но еще и эрой продюсерского кино.