Vespa — бренд культовых итальянских скутеров. Выпускается группой Piaggio с апреля 1946 года по настоящее время. Это основатель европейской школы дизайна скутеров и первый успешный скутер в мире.
После Второй мировой войны, в свете соглашения о прекращении боевых действий с союзниками, вся военная промышленность Италии практически бездействовала.
Авиационная компания Piaggio вступила в послевоенную эпоху с разбомбленного завода в городке Понтедера. Истощенная экономика Италии и бедственное состояние дорог не способствовали быстрому восстановлению авторынка. Энрико Пьяджио, сын основателя Piaggio Ринальдо Пьяджио, решил покинуть авиационную промышленность, чтобы удовлетворить острую потребность Италии в современном и доступном виде транспорта для широких масс.
В 1944 году инженеры Piaggio Ренцо Сполти и Витторио Казини разработали мотоцикл с кузовом, который полностью закрывал коробку передач и образовывал высокое переднее крыло. Конструкция включала принудительное воздушное охлаждение, колеса малого диаметра и высокий мидель. Официально известный как MP5 (Moto Piaggio # 5), прототип получил прозвище Паперино (по-итальянски «утенок»).
Энрико Пьяджио остался недоволен результатом, особенно ему не понравился внешний вид MP5.
Он нанял авиационного инженера Коррадино д'Асканио для модернизации скутера. Д'Асканио сразу заявил, что ненавидит мотоциклы, считая их громоздкими, грязными и ненадежными.
Двигатель в новом MP6 Д'Асканио был установлен рядом с задним колесом. Это позволило избавиться от цепного привода и высокой центральной части, что очень не нравилось Энрико Пьяджио.
Когда Пьяджо впервые увидел обновленный скутер MP6, он воскликнул: Sembra una vespa! («Похоже на осу!»). Более толстая спинка соединялась с передом узкой талией, а натяжной стержень напоминал усики. Так появилось название бренда Vespa.
23 апреля 1946 года в здании Министерства промышленности и торговли во Флоренции компания Piaggio получила патент на конструкцию скутера Vespa. У скутера была жесткая задняя подвеска и маленькие 8-дюймовые (200 мм) колеса, чтобы сделать его компактным и дать водителю больше места для ног. Горизонтально установленный двухтактный двигатель объемом 98 куб. См, поставляемый Vespa, воздействовал непосредственно на заднее ведущее колесо через трехступенчатую коробку передач. Ранний двигатель не имел принудительного воздушного охлаждения.
Прототип MP6 имел большие решетки спереди и сзади заднего крыла, закрывавшие двигатель.
Обратите внимание: Почему всем брендам зоотоваров нужно начинать ориентироваться на рынок Китая?.
Это было сделано для того, чтобы воздух мог охлаждать двигатель. Вентилятор охлаждения, аналогичный тому, что использовался на прототипе MP5 Paperino, был включен в конструкцию серийной Vespa, а с крыла были сняты решетки.Первые 13 мотороллеров Vespa появились весной 1946 года, в их облике было видно авиационное прошлое компании. Внимание к аэродинамике проявлялось в каждой детали. Кроме того, это был один из первых автомобилей с монококовой конструкцией, в которой кузов был неотъемлемой частью шасси.
Компания сосредоточилась на производстве новых Vespa в больших количествах, и их многолетний производственный опыт позволил создать эффективную производственную линию.
Скутер Vespa был представлен прессе в гольф-клубе Roma, где журналисты, по-видимому, были поражены странным игрушечным транспортным средством. Тем не менее, дорожные испытания были обнадеживающими, и многие отмечали, что новый скутер был более маневренным и удобным, чем традиционный мотоцикл.
После своего публичного дебюта на Миланской ярмарке 1946 года компания произвела партию из 50 скутеров Vespa, но продажи были низкими. С введением продаж в рассрочку продажи резко выросли.
Piaggio продала около 2500 Vespa в 1947 году, более 10 000 в 1948 году, 20 000 в 1949 году и более 60 000 в 1950 году.
Однако Голливуду помогла самая удачная реклама. В 1952 году Одри Хепберн ездила на Vespa в художественном фильме «Римские каникулы», чтобы совершить поездку по Риму, продав более 100 000 скутеров.
Клубы Vespa возникли по всей Европе, в 1952 году количество членов Vespa Club превысило колоссальные 50 000 членов. В середине 1950-х Vespa производились по лицензии в Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и Испании.
В 1956 году в СССР наладили производство нелицензионной версии мотороллера Vespa 150GS — «Вятка ВП-150». Вятско-Полянский машиностроительный завод занимался выпуском с 1956 по 1966 год.
В 1959 году Piaggio перешла под контроль семьи Аньелли, владельцев автопроизводителя Fiat SpA.
В 1960-х годах Piaggio начала производство скутеров Vespa в Индии, Бразилии и Индонезии.
Скутер Vespa, изначально задуманный как рабочая лошадка, стал символом свободы и воображения, и продажи продолжали расти. В 1970 году было продано уже четыре миллиона скутеров, а в конце 1980-х — десять миллионов.
Vespa процветала до 1992 года, когда Джованни Альберто Аньелли стал генеральным директором, но Аньелли уже страдал от рака и умер в 1997 году.
В 1999 году Morgan Grenfell Private Equity купила Piaggio, но крах совместного предприятия в Китае привел к тому, что компания становилась все хуже и хуже.
В 2003 году компания оказалась на грани банкротства. Постоянные смены руководства и большие суммы, потраченные на различные планы и продукты, обременили Piaggio долгами и сделали ее уязвимой для конкуренции со стороны более дешевых азиатских конкурентов. Несмотря на это, бренд по-прежнему был хорошо известен.
В октябре 2003 года Роберто Коланинно инвестировал в компанию 100 млн евро через свою холдинговую компанию Immsi SpA, взамен он получил треть акций компании и право назначать ее руководство. Генеральный директор Рокко Сабелли перестроил завод в соответствии с японскими принципами, чтобы каждый скутер Piaggio можно было производить на любой сборочной линии.
В 2004 году компания представила гибридный газоэлектрический скутер и скутер с двумя передними и одним задним колесами.
Piaggio купила производителя скутеров и мотоциклов Aprilia в 2006 году. В том же году акции Piaggio начали торговаться на фондовой бирже Borsa Italiana.
В сентябре 2018 года запущено производство электрической версии скутера Vespa Elettrica с аккумулятором мощностью 2 кВт и запасом хода 100 км на одном заряде. Эта модель была выпущена на рынок в начале 2019 года.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Vespa — бренд культовых итальянских мотороллеров.