Определение коучинга

Можем ли мы дать точное определение слову «коучинг»? Существует большое количество книг и курсов обучения коучингу, которые, все как один, грешат одним и тем же недостатком: точного определения нигде нет. Вот примеры не очень точных определений:

«Коучинг — это больше, чем просто партнерство, основанное на подотчетности одного человека другому, поддерживающее его в достижении его целей, или применение определенной дисциплины, направленной на изменение нежелательных действий. Мы утверждаем, что коучинг гораздо больше, чем это и, хотя он иногда и включает в себя эти две модальности, на самом деле, он движется гораздо дальше» (“Coaching: evoking excellence in others”, James Flaherty, Butterworth-Heinemann, 1999).

Или:

«Коучинг — это все, что вы делаете, чтобы добиться экстраординарных результатов, в условиях перемен, сложных взаимозависимостей и конкуренции» (“Masterful coaching fieldbook”, Robert Hargrove, Jossey-Bass/Pfeiffer, 2000).

Здесь я опираюсь на определение коучинга, предложенное Майклом Р. Джеем в своей книге “Coach2 the bottom line”. Оно звучит следующим образом:

«Коуч — это человек, который использует коучинговые знания, умения и способности, не имея властных полномочий и ответственности за клиента коучинга, а клиент коучинга при этом коучу не подотчетен. Коуч преследует цель создания для клиента и совместно с клиентом благополучия, цели, компетентности и осознанности, как результатов коучингового взаимодействия» (“Coach2 the bottom line”, Mike Jay, Trafford Publishing, 1999).

Очевидно, что это определение выглядит довольно громоздко и непонятно для неспециалиста, но оно, по сути, содержит в себе все, что нужно знать о коучинге.

По сути, коучинг можно разделить на две основных части, два умения, которыми применяющий коучинг человек должен владеть. Это умение общаться и умение думать.

Для того чтобы быть способным эффективно помогать людям, надо уметь с ними разговаривать. Не умея внятно передавать свои мысли, создавать атмосферу доверия и поддержки, сочувствовать и сопереживать, мы вряд ли сможем сделать наше общение продуктивным.

Однако даже если мы обладаем выдающимися эмпатическими способностями, умеем слушать, тактичны и доброжелательны, это еще не означает, что мы сможем помочь человеку решить его бизнес-задачи. Нам необходимо иметь представление о моделях мышления и решения задач, применив которые, наш клиент мог бы научиться решать свои задачи быстрее и эффективнее.

При этом, заметьте, нам нет необходимости решать задачи за клиента. От нас требуется лишь знать, какие фазы и в какой последовательности должен пройти клиент в своих размышлениях, для того, чтобы он все продумал и его выводы оказались верными.

Есть огромное количество знаний и умений, которые могут помочь коучу лучше выполнять свою работу. Большинство из них относятся к психологической сфере и помогают увидеть слабые места, слепые пятна клиента, а также его сильные стороны и потенциальные возможности к развитию. Каждый коуч имеет собственное «портфолио» методов, знаний и умений.

В этом сайте мы начнем с того, что рассмотрим самые базовые, а потом будем добавлять методы более "тонкой настройки".

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь в раздел. Будет много материалов - и текст, и рисунки, и видео.
Подробнее обо авторе - здесь: samolyanov.ru

Интересное еще здесь: Бизнес.

Определение коучинга.