Как управлять жизненным циклом бизнес-модели

В книге Harward проводилось исследование бизнес-моделей во времени. Оказывается, что раньше средний цикл эффективной бизнес-модели длился 75 лет. Собственник налаживал процессы, нанимал людей, а дальше система работала сама и приносила регулярную прибыль. Все это было возможно на фоне отсутствия серьезных кризисов. Потом этот цикл сократился до 35 лет, а сейчас он длится от 6 месяцев до 6 лет. Причем 6 лет - это в стабильных отраслях, где цикл планирования минимум 5 лет.

Условно говоря, если компании 3 года, и она существует в одной бизнес-модели, не меняясь,то это может быть нормально только в данный момент. Но не исключает того, что через год ситуация изменится в худшую сторону.

Говорит это о том, что:

  • людям нужно постоянно учиться, развиваться, приобретать новые навыки, а не просто сидеть на теплом месте и радоваться стабильности;
  • предпринимателям нужно постоянно смотреть в направлении развития компании, апгрейдить и искать новые продукты, которые будут приносить деньги.

Для масштабирования бизнеса и постоянного роста прибыли нужно генерировать новые идеи, которые будут активно приносить продажи. Причем делать это нужно постоянно. Выстраивать такую систему в компании, чтобы была команда, способная все время искать, придумывать, тестировать новые продукты и каналы продвижения.

Создавать новый продукт нужно не тогда, когда все летит вниз в уже изжившей бизнес-модели, а постоянно, в процессе роста продаж существующих продуктов. В поиске новых решений нужно отталкиваться от того, что ваша команда может делать лучше всего. Если идея будет идти только от собственника, то сотрудникам это будет тяжело воспринимать и исполнять. Но командное генерирование будет включать и вовлекать всех в процесс совсем по-другому.

Идеи нужно искать в самой компании, выявлять и понимать, что хорошо работает. В мире есть такие примеры, когда компания начинала заниматься алюминием, а сейчас выпускает элементы для космических станций.

Интересно то, что лишь 35% компаний, которые что-то придумали могут это внедрить. Неудивительно, ведь внедрение требует усилий и необходимых знаний.

Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.

А еще в этом нужно обязательное участие собственника бизнеса. По нашему опыту в 168 реализованных проектах - результаты растут тогда, когда собственник вовлечен в проект.

В компании должно быть все устроено так, чтобы одна часть сотрудников отвечала за операционную деятельность и поддерживала то, что уже существует. А другая - занималась развитием.

Здесь можно использовать OKR (objectives and key results) - система постановки целей, позволяющая синхронизировать командные и личные цели, а также вовлечь всех сотрудников в процесс достижения результатов. Система используется, когда нет четких пониманий, какая метрика должна быть. Основную деятельность с помощью OKR сложно регулировать, но определить направление развития компании вполне можно.

В бизнесе важно ориентироваться на интересы и потребности клиентов. В этом может помочь система CustDev (Customer Development). Она позволяет разработчикам новых продуктов и решений идти к клиентам и получать обратную связь от клиентов: опросы, тесты, наблюдение за деятельностью клиентов. То есть выяснять подробно, что конкретно хочет клиент. За такой подход люди готовы платить больше.

Важно смотреть на процесс глазами клиента. Качество услуги/товара должно быть не таким, каким хотите его видеть вы, а лишь достаточным для конкретной целевой аудитории. Например, когда можно сделать трубы не идеального качества, но именно так как хочет клиент и по соответствующей цене. То хорошо и клиенту, и бизнесу.

Научиться успешно продавать сложно, поскольку это работа с людьми и процессами. Здесь должен работать системный подход. Нужно постоянно следовать за рынком, хорошо выстраивать сервис продаж и никогда не останавливаться.

Если материал был полезен, ставьте лайк - это помогает развитию нашего сайта. Подписывайтесь на наш блог и узнаете еще много инструментов для роста продаж и повышения прибыли.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как управлять жизненным циклом бизнес-модели.

\