Профессор Дэвид Макллелонд (Гарвард) еще в 1973 году написал труд «Testing for Competence Rather than Intelligence», и ему удалось поспорить на интересную тему. Он утверждал, что базовое образование и умственный интеллект мало говорят о том, как человек будет справляться с работой и чего достигнет в карьере. Макллеланд утверждал, что есть другой набор, который определяет, кто может добиться успехов: возможность понять других, способность дисциплинировать себя и инициативность.
Насколько успех в бизнесе зависит от «классического», умственного интеллекта? Разные ученые пришли к разным цифрам, но большинство согласны, что это «не менее 4% и не более 25%» составляющей успеха. Как курьез, одно исследование в Гарварде привело к результату, что зависимости карьерного роста от умственного интеллекта вообще нет, а когда наблюдается, может быть положительной и отрицательной. Так где же недостающие 75% – 96% ?
Очень много (конечно, не все) зависит от эмоционального интеллекта. Даниэль Големан дал такое краткое определение эмоционального интеллекта: это возможность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в наших отношениях с другими. Немного туманно.
Обратите внимание: Елена Бажан и бизнесе и Астрахани.
Мне больше понравилось определение «рамки эмоциональной компетенции».1. Личная компетентность (определяющая то, как мы «управляем» собой ):
Осознание самого себя
- эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют
- точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны
- уверенность: развитые чувства собственного достоинства и возможностей
Способность управлять собой
- самоконтроль: не допускать выплеска импульсов и агрессии
- честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства
- ответственность: всегда понимать, что только Вы должны отчитываться и отвечать за свои результаты
- возможность приспосабливаться: гибкость во время перемен
- новаторство: чувствовать себя комфортно, и открыто подходить к новым идеям, подходам и информации.
Заинтересованность
- стремление к высшим достижениям: все время поддерживать или поднимать стандарты, и взять «отлично» как цель
- преданность: близко и страстно воспринимать задачи команды или компании, участвовать «без остатка»
- инициатива : готовность использовать (и создавать) возможности
- оптимизм: добиваться поставленного не смотря на трудности, не падать духом
2. Социальная компетентность (определяет как стоить отношения)
Сочувствие:
- понимать других: «распознавать» чувства и взгляды других и активно интересоваться их заботами.
- развивать других: понимать потребности роста других и улучшать их возможности
- ориентация на предоставление услуг: предугадать, понять и удовлетворить потребности других
- уважать различные мнения: быть в состоянии извлечь пользу от того, что мы окружены совершенно разными людьми.
- осознание политической ситуации: понимать, где центры власти, что группы хотят, как относятся друг к другу.
Социальные навыки
- умение влиять на других: насколько мы в состоянии убеждать
- умение общаться: открыто слушать и четко передавать сообщения
- управлять конфликтами: умение вести переговоры и разрешать критические ситуации
- лидерство: воодушевлять и вести за собой отдельных людей либо группы
- положительно воспринимать перемены: умение инициировать и управлять процессом перемен
- строим формальные отношения: придать отношениям атрибуты, которые могут их усилить и упорядочить.
- сотрудничество: работать с другими на пути к достижению общих целей.
- умение работать в команде: помочь построить синергические отношения и командный дух.
Примеры:
Многие знают про вошедшее в историю фразу Мартина Лютера Кинга младшего, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов «мне вчера приснился сон...», его слова, мысли, чувства и сообщение дошли до всех, причем они тронули и мозги, и сердце.
Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии инаугурации он сказал соотечественникам: «Не спрашивайте, что Ваша страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать для своей страны». Это тоже пример сообщения «от сердца к сердцу».
Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей – соус из него прекрасный), я спрашиваю «а что в нем было такого, что его выбрали два раза?» Наверное, эмоциональный интеллект и есть часть ответа. За эмоции отвечает более «старая и глубинная» часть мозгов, чем за умственную деятельность, и потому перевес всегда за эмоциями.
Статистика.
Исследования с участием десятков тысяч опрошенных говорят, что существенной разницы в умственных способностях между менеджером среднего звена и топ менеджером НЕТ.
Заключение.
Самое интересное, о чем говорят знатоки (Райбак, Големан, другие), в том, что элементы эмоционального интеллекта подлежат анализу, объяснению и значительным улучшениям. Если человек – приверженец теории «я такой, и ничего тут не поделаешь», то его проблема – подход, а не возможности и обучаемость. Если, напротив, мы не хотим использовать алиби для оправдания наших слабых сторон, мы просто со временем можем сделать так, чтобы слабых сторон у нас будет меньше.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: "Для успеха в бизнесе одних мозгов мало"Для успеха в бизнесе одних мозгов мало..