Китай уже много лет критикуют за то, что он не обеспечивает защиту прав иностранных компаний, история бренда которых зачастую насчитывает не одно десятилетие. С прошлого года ситуация начала несколько меняться — китайское руководство на встречах с зарубежными партнерами постоянно подчеркивает, что прикладывает усилия для создания соответствующего законодательства и благоприятной и безопасной бизнес-среды.
Если вы задумались об экспорте своей продукции в Китай, то первое, что вам нужно сделать — зарегистрировать торговую марку в Китае.
Важно сделать это еще до того, как вы впервые посетите выставку или ярмарку со своей продукцией, и вот почему??: в Китае регистрация товарных знаков основана на принципе «первым пришел — первым обслужен», то есть тому, кто первым подаст заявку на регистрацию торговой марки, будет предоставлено право его использования. ⠀ Эта процедура полностью законна в Китае.
По этой причине были ситуации, когда крупнейшим компаниям приходилось выкупать свою марку, чтобы легально работать на территории КНР. ⠀ Например, компания Apple выплатила $60 млн за торговую марку «iPad»?
По мере того, как на китайском рынке увеличивается объем российской пшеничной муки, вина, шоколада, пива, конфет и мороженого, растет и количество проблем, а иногда приходится сталкиваться с подделкой товаров и посягательством на права интеллектуальной собственности.
⠀
Министерство коммерции не отрицает вины китайских компаний, но подчеркивает, что российским предпринимателям стоит заранее подстраховываться и регистрировать бренд в Китае еще до выхода на китайский рынок.
⠀
На китайском рынке, как и во всех остальных сферах жизни, действует простой принцип: "Кто первее, тот правее". Поэтому жалобы российских предпринимателей на то, что они не могут доказать свои права даже при наличии документального подтверждения, остаются без ответа.
⠀
Если российский товарный знак не зарегистрирован в Китае, то это несет скрытые угрозы для дальнейшего входа товаров на китайский рынок. Во-первых, если товарный знак не внесен в китайские реестры, есть вероятность, что он вообще не сможет выйти на рынок. Во-вторых, вполне возможно, что предприятие не сможет защитить свои права, когда столкнется с нарушением или подделкой.
Зачастую даже регистрация в КНР не мешает подделывать бренд.
Обратите внимание: Как найти необходимые товары и поставщиков в Китае.
Но в таком случае у российского предприятия есть шансы выиграть дело, хотя само судебное разбирательство отнимает довольно много и моральных, и материальных ресурсов, страдает репутация компании.Одним из десятков показательных примеров стала компания "Арсеньевский молочный комбинат" из Приморья, которая столкнулась с подделкой логотипа своего мороженого.
На логотипе изображен морж со стаканчиком мороженого в лапе, а вокруг идет название "Арсеньевский молочный комбинат". ⠀ Китайские конкуренты скопировали изображение полностью, но убрали из лапы моржа мороженое, а название сменили на "Андрей Маша". Судя по всему, китайская компания продает продукцию уже несколько лет, так что китайские покупатели принимают именно российскую компанию за занимающуюся подделками. "Арсеньевский молочный комбинат" с 2015 года занимается производством мороженого для экспорта на китайский рынок, в 2016 году их мороженое завоевало большую популярность, стало востребованным, но в связи с этим почти сразу же появились проблемы.
Буквально через два с половиной месяца после того, как произошел взлет продаж, появилась первая подделка. Продажи упали почти до нуля, сейчас же они составляют 4-5% от того, что было ранее. Если раньше они продавали порядка 200 тонн в месяц, то сегодня продают одну машину, то есть около 18 тонн за два месяца.
Но и китайцев можно перехитрить и закрыть эти риски при помощи грамотного посредника, разбирающегося в нюансах местных законов и права.
Консалтинговая компания SKYLEX GROUP уже много лет выводит российские компании на китайские рынки. Руководитель компании, Людмила Федорова —российский предприниматель, CEO и со-основатель консалтинговой компании SKYLEX GROUP , бизнес-эксперт, в прошлом операционный директор Yota Devices в Китае, ТОП – менеджер ОАО «МТС».
Чтобы избежать ключевых ошибок до того, как начать экспорт в Китай, есть смысл получить как можно больше информации. Для этого обращайтесь на 15-минутный конференц-колл Людмилы Федоровой, где вы получите ответы на все свои вопросы и сэкономите деньги и время.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Как Apple потеряла $60 млн в Китае.