Большинство людей думают, что самое сложное - это найти идею для своего бизнеса или организационные моменты (как открыть компанию). Я хочу вас огорчить, но нет.
Самое сложное в основании своего бизнеса - это качественный подбор сотрудников, обучение и внедрение кадров, распределение и делегирование обязанностей.
Допустим, придумали идею, сняли помещение (офисное или торговую площадь) и перед вами встает вопрос "А что дальше?".
У вас есть 2 пути подбора персонала:
1) Массовый подбор персонала - это когда вам, практически, не важны компетенции и умении сотрудника, вам нужно просто много кадров. Зачастую, это продавцы в магазине, водители, грузчики, строители, разнорабочие и т.д. (в отдельных случаях менеджеры по продажам, но об этом далее) (об этом в следующей статье)
2) Индивидуальный подбор персонала - это когда вам не нужно "стадо непонятных людей" из которых вы будете уже выбирать наилучших, а вы сразу на этапе собеседования выясняете у специалиста его компетенции, навыки, опыт работы, что он по факту умеет делать и даете тестовые задания (об этом в следующих статьях).
Если вы начинающий бизнесмен, НИКОГДА не обращайтесь в кадровые агенства. Учитесь сами подбирать персонал! Во-первых, сэкономите денег, во-вторых, получите очень ценный опыт по взаимодействию с будущими сотрудниками, в-третьих, будете понимать реальную ситуацию на рынке труда и сможете самостоятельно регулировать денежную мотивацию своих сотрудников.
В данной статье поговорим об общих и базовых принципах подбора персонала.
Первое, с чего стоит начать - это научиться выполнять данную работу самому. В идеале, если вы уже работали в другой компании, в аналогичной сфере минимум 1 год.
Например, решил ты открыть брокерскую компанию (сферу можете выбрать любую), чтобы помогать людям оформлять кредиты. Если ты не настроишь изначально сам лидогенерацию; не пообщаешься с банками, к которым будешь отправлять клиентов за кредитами; не изучишь все тонкости, как получить кредит и т.д., то ты не сможешь обучить будущих сотрудников этой работе.
Даже, если сотрудник уже будет с опытом в данной сфере, он все равно будет нуждаться в наставничестве, поддержке, помощи в обработке возражений и обхода трудностей.
Соотвественно, если бюджет небольшой, то компания очень быстро уйдет в минус и закроется, либо, если бюджет позволяет, очень долго будет сидеть в минусе.
Второе, мониторинг условий рынка труда у конкурентов.
Например, открыли вы компанию по оказанию юридических услуг и решили, что вам нужные только крутые специалисты, которым вы будете платить только процент от закрытых сделок или выполненной работы, без оклада. Но у ваших конкурентов везде стоит оклад + проценты, либо проценты выше, либо дополнительные условия.
Не зная условий ваших конкурентов, подбор кадров у вас затянется на очень долгое время и лучших специалистов, которые будут двигать компанию, вы точно упустите.
Жадность - губит! Лучше, лишний раз сходите на собеседование к конкурентам и узнайте конкретные условия, по телефону вам их никто не скажет.
Третье, неденежная мотивация.
Как правило, соискателей изначально интересует финансовая составляющая, но их выбор чаще всего зависит от других факторов. Например, это харизма руководителя, возможности карьерного роста, дружный и веселый коллектив, возможности личностного роста и развития, проведение бизнес-игр и бизнес-тренингов и т.д.
Есть множество примеров из личного опыта, когда сотрудники приходили работать, только из-за того что им понравилось общаться с руководителем.
Четвертое, будьте открытыми и позитивным перед соискателем.
Пообщайтесь с человеком, не пытайтесь побыстрее "отстреляться". Узнайте о его предыдущих местах работы, что ему там не нравилось, что ищет он сам, какие у него интересы, взгляды на жизнь, что он хочет увидеть в вашей компании. Благодаря этому, вы будете знать, с какой стороны вам нужно презентовать вашу компанию.
Все, что вы скажете может быть использовано против вас!
Самое главное - это удержать ту самую грань и не доходить до панибратства, потому что руководитель должен оставаться руководителем!
Пятое, если это ваш первый бизнес, то не перекладывайте обязанности по подбору персонала на других.
До сих пор встречаю множество новых и небольших компаний, в которых руководитель перекладывает подбор персонала на "новеньких" менеджеров, которые толком не могут даже рассказать о всех условиях и технических моментах должности и пускает на самотек, а потом удивляется почему офис пустует, либо там сидят "неэффективные" сотрудники.
Шестое, общайтесь и занимайтесь с сотрудниками, проводите регулярные планерки и тренинги.
Набрали вы сотрудников, обучили их, запустили полный цикл работы, но дальнейшая работа с сотрудниками не проводится - итог через 2-3 месяца сильный спад в работе, что соотвественно отображается на выручке компании.
Проводите собрания, проводите тренинги, рассказывайте о успехах отдела или конкретного сотрудника, мотивируйте их, узнайте о проблемах с которыми сталкивают сотрудники.
Проводите хотя бы 1-2 раза в неделю небольшие бизнес-игры. 30 минут не нарушит работу офиса, зато мотивация сотрудников и их общее настроение вырастет в разы, соотвественно это отразится на качестве и количестве выполненной работы.
Постарался вкратце уместить основные аспекты для начинающих бизнесменов, далее будет больше полезной информации.