Первый бизнес мы с другом открыли ещё в студенческие годы. Это была веб-студия Red Cat Team. Мы делали сайты на заказ и интернет продвижение.
Ошибка № 1.
Мы назвали нашу веб-студию Red Cat Team. В официальных документах на русском языке название выглядело по уродски: Рэд Кэт Тим. Мы сильно замучились представляться и объяснять, как читается наше название и как переводится. Оказалось 95% людей в России не знают английский язык от слова совсем.
Совет: Всегда выбирайте понятные названия, которые отражают суть компании. А главное - название должно хорошо запоминаться.
Ошибка № 2.
Делать то что хочется и удовлетворять свои амбиции, вместо того, что бы решать задачи клиентов максимально быстро и дешево.
Вот пример, как это было у нас:
Клиенту нужен самый простой сайт-визитка (лендинги тогда ещё не были популярны). Мы сделать такой сайт на готовой CMS и с шаблоне за 1-2 дня и продать такое решение за 10.000 рублей. Вместо этого мы делали с нуля дизайн, верстали и программировать все на сложных framework-ах. Нам было интересно сложное программирование и мы игрались как могли. На такую работу уходил 2-4 недели. Просили за это решение 15.000-30.000 рублей. Конечно за 30.000 продать у нас не получалось. А через пару недель терпение у клиентов лопалось.
Совет: Решайте задачи клиентов максимально быстро, дешево и хорошо. Тогда клиенты будут довольны, а вы сможете заработать.
Ошибка № 3.
Наш самый большой проект мы разрабатывали полтора года. За это время мы сделали в 3 раза больше чем прописали в ТЗ. Клиент хотел ещё и ещё фич, перед запуском. В конце концов лопнуло терпение у нас. Клиент отказывались доплачивать за дополнительные работы. Первоначальный запал стала пропадать. В итоге мы разругались с клиентами, отдали исходники и отказались от дальнейшей работы. Тот проект наши клиенты так и не запустили.
Совет первый: Стартапу очень важно максимально быстро запуститься. Пропишите MVP (самое необходимое) и поскорее запускайте проект. Когда протестируете идею, появятся первые клиенты и первые деньги, можно будет наращивать функционал и улучшать проект.
Совет первый: Не выходите за рамки первоначального ТЗ. Сначала долайте оговоренные работы, рассчитайтесь, а уже после этого стоит описывать новое ТЗ на доработки.
Ошибка № 4.
Мы сразу взялись за крупный заказ: интернет-магазин музыки. Нам хватило сил и знаний запрограммировать такую сложную систему. Но все равно проект завалился из-за ошибок в управление проектам и переговоров с клиентами.
Совет: не нужно сразу браться за большие и сложные проекты. Вы и ваша команда должны набраться опыта, отстроить бизнес процессы. Даже если вы, как специалист готовы к сложной задачи, ваша команда может быть не готова.
Ошибка № 5.
Это была самая большая наша ошибка. Все силы и время на протяжение двух лет мы отдавали первому самому большому проекту, который взяли на старте. Все остальные заказ тоже были случайными. Маркетингом и продажами нам некогда было заниматься и мы их так и не отстроили. Когда мы потеряли ключевого клиента, пришлось закрываться и идти устраиваться на работу.
Совет: маркетинг и продажи - это самое главное. Первым делом в бизнесе нужно решить проблему с лидами и отсрочить систему продаж.
Итого:
Это был наш первый опыт. Проработали мы два года. Зато овладели профессиями программист и дизайнер.
Мой друг устроился в фирму и стал Арт-директором. Сейчас он очень крутой и дорогой дизайнер.
Я устроился крупную московскую веб-студию Инаро Софт. Стал техническим руководителем и открыл филиал в Ростове. Сейчас это отдел технической поддержки RetailCRM. Я поработал над крупными проектами, для больших заказчиков типа Гос Думы. Было интересно. Но через время снова ушел в свободное плавание.
Самый главный совет: что бы чему то научиться, тем более что бы научиться вести бизнес, придется пройти через большое количество ошибок. Поэтому - не бойтесь ошибаться! Совершайте их как можно быстрее и вы быстрее научитесь!
Историю, как два студента открыли свою первую веб-студию можно прочитать здесь.