Почему анализ неудач сегодня важнее изучения успешных кейсов

❓Интересный вопрос: что может объединять небольшое SMM-агентство, предлагающее «продвижение под ключ» за 5000 рублей, и престижную школу МВА с годовым чеком от 50000 долларов? ❗️Ответ прост: их общая страсть к демонстрации успешных кейсов.

Эпоха кейсов: от MBA до SMM

Сегодня интернет переполнен историями успеха на любую тему, особенно в сфере маркетинга: как набрать лайки, привлечь клиентов, продвинуть продукт и так далее. Любая студия готова представить вам свой кейс с цифрами и пригласить к критике.

Элитное бизнес-образование уже около полувека строит свою методологию на разборе конкретных ситуаций (case studies). После теоретического блока студентам всегда показывают успешный пример, подтверждающий ценность изученных концепций вроде стратегического мышления, комплексного анализа или инновационных технологий.

Как человек, который и покупает услуги небольших агентств, и проходил обучение в ведущих мировых бизнес-школах, я могу подтвердить: раньше такой подход к продвижению и обучению через кейсы действительно работал.

Почему кейсы устарели?

НО СЕГОДНЯ ЭТО УЖЕ НЕ ТАК ЭФФЕКТИВНО.

Почему? Для тщательного исследования, описания и доказательства чужого успешного опыта требуется время. А времени в современном мире катастрофически не хватает. Новые идеи и методики стремительно теряют актуальность, беззастенчиво копируются конкурентами и быстро «протухают».

Задумайтесь: какая практическая польза вам сегодня от того, как рекламировали пейджеры в 90-х или как с помощью социальных экспериментов популяризировали сигареты Marlboro? Да, это хрестоматийные примеры для маркетологов, но их контекст безнадежно устарел.

В нашу эпоху погоня за успешным опытом других часто обречена на провал. Это похоже на историю пациента, который слишком долго выбирал идеального врача, так и не начав лечение, и в итоге умер.

Сила негативного опыта

А вот что действительно полезно, но о чем почти никто не говорит — это глубокий анализ неудач, провалов и ошибок.

Современная культура зациклена на успехе, напрочь забывая о тех, у кого что-то пошло не так. Между тем, разбор негативного опыта, выявление причинно-следственных связей и понимание, где была допущена ошибка, дают неизмеримо больше пользы для развития бизнеса или личности.

Взгляд Нассима Талеба: учиться на ошибках

Идею о важности изучения неудач блестяще раскрывает Нассим Талеб. Его «Черный лебедь» принес ему мировую известность, но мне больше импонирует его менее популярная книга «Одураченные случайностью». Она не такая гладкая и удобная для чтения, но, возможно, именно поэтому остается самой важной в его карьере. Талеб, пусть и несколько хаотично, обнажает огромную проблему нашего общества, помешанного на успехе и меритократии.

Суть проблемы в том, что мы фокусируемся исключительно на историях успеха, вместо того чтобы исследовать причины неудач.

Можно обратиться к мудрости Талеба, библейским заповедям, буддийским учениям или народной пословице «За одного битого двух небитых дают» — суть одна. Не стоит обесценивать свой или чужой негативный опыт.

Тщательное исследование даже небольшой неудачи может дать для развития бизнеса или личности гораздо больше, чем очередной курс, семинар или яркая презентация от инфлюенсера или университета с вековой историей. Пора сместить фокус с антикейсов на анализ реальных ошибок.