Когда зависает касса самообслуживания: что происходит с деньгами и как действовать

Я уже много лет с удовольствием пользуюсь различными автоматизированными устройствами — от привычных банкоматов до современных касс самообслуживания (КСО). Если в магазине есть такая касса, я всегда выбираю её, чтобы сэкономить время и избежать очередей к обычным кассирам.

Однако иногда автоматика даёт сбой. Недавно в моём постоянном магазине «Пятёрочка» после успешной оплаты на КСО аппарат завис. Я уже получил уведомление от банка о списании средств, но на экране кассы всё ещё висело сообщение об ожидании оплаты, которое затем сменилось на просьбу подождать связи с кассой.

Обращение к персоналу магазина не помогло — мне предложили просто ждать, «вдруг само упадёт», а общение сопровождалось откровенным хамством. Этот случай лишь укрепил моё мнение, что иногда проще заплатить за удобство КСО, чем выслушивать грубость в духе «вас много, а я один».

В итоге пришлось оплачивать покупку повторно (что не критично, так как первую операцию можно оспорить), но больше всего меня раздражала бессмысленная трата времени.

Уязвимости системы: реальные случаи

Интересно, что подобные сбои могут иметь и более серьёзные последствия для бизнеса. Яркий пример недавно описал телеграм-канал «БАЗА». Несколько школьников в московском ресторане «Вкусно — и точка» нашли способ получать бургеры бесплатно. Они оформляли заказ через кассу самообслуживания, а затем просто отключали её.

Система принимала заказ, но считала транзакцию по карте незавершённой, поэтому деньги возвращались на счёт. Пока уязвимость не была обнаружена, предприимчивые посетители успели «перекусить» на 12 тысяч рублей.

На фото — терминал, с помощью которого происходила «покупка» бургеров. Чем закончилась эта история, предсказуемо: в лучшем случае любителям бесплатного фаст-фуда придётся вернуть деньги за еду.

Оба описанных случая объединяет одно: процедура оплаты банковской картой не была завершена корректно.

Что происходит с деньгами на карте, если завис терминал

Процесс оплаты картой состоит из двух ключевых этапов. Сначала терминал отправляет запрос на проведение операции. Этот запрос идёт через банк-эквайер (обслуживающий терминал) и платёжную систему в банк-эмитент, выпустивший вашу карту.

Банк-эмитент проверяет карту по стоп-листам и наличие достаточной суммы на счёте. Если всё в порядке, он даёт предварительное согласие на списание и блокирует необходимую сумму на вашем счёте. Именно на этом этапе многие банки присылают смс-уведомление и отражают операцию в истории онлайн-банка, создавая впечатление, что деньги уже списаны.

Получив такое подтверждение, терминал должен завершить операцию: распечатать чек и отправить финальное подтверждение. Только после этого банк-эмитент окончательно списывает заблокированные средства.

Если на этом этапе происходит сбой — например, терминал зависает, — деньги не списываются, а остаются в статусе «заблокированных». Для клиента это выглядит как списание: сумма отражена в истории и недоступна для использования.

Обратите внимание: Какими салатами можно удивить на праздничном банкете. Делюсь личным опытом..

Что делать, если терминал завис, а деньги остались заблокированными

В такой ситуации магазин, скорее всего, не отдаст товар, пока вы не произведёте повторную оплату. История с фаст-фудом — это скорее исключение, вызванное ошибкой в дизайне системы.

Вам придётся либо оплатить покупку повторно, либо отказаться от неё. Заблокированная сумма разблокируется автоматически через определённое время. Срок блокировки зависит от политики вашего банка и может составлять от нескольких дней до месяца.

Таким образом, если ничего не предпринимать, деньги вернутся на счёт сами. Однако процесс можно ускорить, обратившись в свой банк с заявлением об оспаривании операции. Но будьте готовы, что не все банки пойдут навстречу сразу. Подтверждение о завершении операции может прийти с большой задержкой (на практике я встречал случаи до трёх месяцев).

Теоретически, как в истории с рестораном, банк или торговая точка могут позже сгенерировать подтверждение на «зависшую» операцию, и тогда деньги будут списаны. Если средств на счёте не окажется, может быть сформирован технический овердрафт.

Это создаёт определённые риски: если вам вернули деньги по такой операции, их всё ещё могут списать позже. В ситуации, когда вы товар действительно не получили, этого быть не должно, но знать о такой возможности полезно.

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Автоматические кассиры очень удобны — можно оплатить покупку не прибегая к помощи человека и часто без очереди.