21 октября 2019 г. произошло значимое событие: вступил в силу «Кодекс по процедурам банкротства» для физических лиц в Украине. Казалось бы, принятие такого закона – прогрессивный шаг, так как до этого граждане «незалежной» законным путем обанкротиться не могли и фактически, будучи должниками, все больше становились заложниками этой безвыходной ситуации.

Не имея материальной возможности погасить долги, накопившиеся по тем или иным, чаще всего объективным, причинам (болезнь, потеря работы, рост курса доллара и т.п.), они все больше эти долги накапливали, так как кредиторы не скупились на начисление процентов за продление кредита или за просрочку. Это касается и банков и, в особенности, микрофинансовых организаций (МФО), проценты в которых доходят до 500-700% годовых [1]. Так, например, гражданину П. за кредит в сумме 2 тыс. грн, взятый в МФО в 2017-м году, в 2021-м насчитали 50 тысяч грн процентов (!). И таких случаев десятки тысяч по всей Украине.

Люди, не имея возможности рассчитаться, перекредитуются, для погашения старых кредитов, берут новые, а в итоге все больше погрязают в кредитном ярме. Их, их родственников и коллег по работе, терроризируют коллекторы. У них конфискуют имущество и жилье. В итоге украинцы получают нервные срывы, инсульты, инфаркты, онкологические заболевания, обострение хронических болезней, возрастает количество бомжей и случаев суицида.

Новый Закон формально дает возможность гражданину объявить себя банкротом и избавиться от долгов. Но….. почему-то, оказывается, что с момента принятия закона и до сегодняшнего дня (по данным Минюста на февраль 2021 г. [1]), воспользовалось новым законом и смогло обанкротиться аж …. 38 украинцев (!). И это при том, что должников в нашей стране насчитывается более 750 тысяч.



Так в чем же дело? Закон не работает или люди не хотят банкротиться? В чем причина?

А причина оказывается до банальности простой.

Мало того, что для получения права подать заявление на банкротство нужно собрать и предоставить огромное количество бумаг.

Мало того, что в процессе прохождения данной процедуры с бедного должника постараются все равно «снять последнюю рубашку»:

· изыщут все движимое майно, пригодное для реализации;

· найдут, арестуют и выставят на продажу жилье (кроме единственного – квартиры площадью до 60 кв. м или дома до 120 кв. м. (Кодекс, ст. 131, п.6) (а если, например, квартира площадью 75 кв.м или дом - 135 кв.м, то уже продадут (!), возможно предоставив взамен жилье в пределах 13,5 кв.м. на 1 человека (да и то, механизм этот в Кодексе не описан);

· найдут и наложат арест на все банковские счета;

· предложат «добровольно» согласиться на реструктуризацию долгов в течение 5 или даже 10 лет [2]….



То есть, заберут буквально все. Есть только небольшая оговорка (Кодекс, ст. 132, п.1-3), что по просьбе должника суд может исключить из ликвидационной массы небольшую часть имущества, необходимую для удовлетворения жизненных потребностей должника , стоимостью до 10 минимальных зарплат, а обща стоимость «оставленного» имущества (в т.ч. и жилплощади (?) не должна превышать 30 мин. зарплат.

И только после этого милостиво позволят начать процедуру банкротства.

Мало того, что сама процедура длительная, требует непременно судебного процесса и занимает до 1,5 лет. И в это время, и после этого в течение 5 лет человек еще будет испытывать неудобства из-за ряда ограничений.

Этого всего мало! Оказывается, что для того, чтобы стать банкротом, кроме всего прочего, гражданину нужно наперед уплатить арбитражному управляющему (ликвидатору) зарплату за 3 месяца работы, что составляет кругленькую сумму - 34 050 грн (около 1,5 тыс. «зеленых» (!»)). А если в семье не один должник, то указанную сумму должен будет уплатить каждый, так как на каждого придется открывать отдельное производство [1]. Причем, эти услуги даже нельзя оплатить «по факту» или в рассрочку. Об этом прямо заявили в Минюсте: "Кодекс не предусматривает возможность рассрочки, откладывания или уменьшения размера вознаграждения управляющему реструктуризацией, которая должна быть авансирована должником на депозитный счет хозяйственного суда и является необходимым условием приема заявления об открытии производства" [1]. То есть, государство не хочет пойти даже в такой малости навстречу людям.

Обратите внимание: Стоимость банкроства граждан может вырасти в 4 раза!.

Не говоря уже о том, что человек, который запросто может выложить 34 тыс. грн, явно не является банкротом. И это при том, что в Кодексе прямо написано: (ст. 30, п.5) «Кредитори можуть створювати фонд для авансування грошової винагороди та відшкодування витрат арбітражного керуючого….». Так почему же не возложить в обязательном порядке функцию оплаты арбитражного управляющего на кредиторов?! Кроме того, должник еще будет обязан оплатить услуги оценщиков имущества, судебный сбор (около 22 тыс. грн) [2] и гонорар адвокату (10 тыс. грн). Итого, в кошельке у «банкрота» должно быть не менее 66 тыс. грн. (около 2,5 тыс. американских денежных знаков).

А теперь, внимание, вопрос: где же взять бедному человеку такую сумму?!

Даже учитывая, что Закон применяется при наличии у граждан долгов на сумму свыше 180 тыс. грн. (30 минимальных зарплат). Ведь, как показывает жизнь, такие долги могут образоваться даже если он брал небольшие суммы в МФО (по 2-3 тыс. грн) и не смог вовремя их вернуть. Наверное, если бы люди имели эти средства, большинство из них погасило бы долги, не пытаясь прибегнуть к процедуре банкротства.

Вот и получается, что банкрот обанкротиться не может… Обанкротиться в нашей «незалежной» могут только богатые. Простым людям такая роскошь не по карману!



Так о чем же думали наши «законотворцы», принимая этот закон, который иначе чем издевательством над народом и назвать то нельзя? Может, «хотели сделать как лучше, а получилось как всегда»? Или просто бездумно жали на кнопки, держа перед собой заранее розданный текст? Или выполняли заказ власть имущих? Тогда кто лоббировал этот закон, написанный явно не для народа?

А, может быть, иначе просто нельзя? Оказывается, можно! Было бы желание!

За примером далеко ходить не нужно. В соседней державе почему-то освобождение простых людей от ярма непосильных долгов считают делом государственной важности. Там с сентября 2020 г. граждане могут обанкротиться бесплатно, по упрощенной процедуре, без суда, без госпошлины и арбитражного управляющего, по заявлению через многофункциональный центр (МФЦ) [3].

А о ком думает наше государство? О людях или об олигархах, чтобы их кошельки, не дай Бог, чуть-чуть не похудели, если бы и без того нищий народ, бесплатно обанкротился?

Юрий Правдин

Источники:

1. Ярослав Вінокуров. Тяжкий шлях до боргової свободи: як (не) працює банкрутство і чому фізособи можуть про це лише мріяти (17 лютого 2021)

https://www.epra$vda.com.ua/publications/2021/02/17/671101/



2. Анастасия Зануда. ВВС News Украина. Кодекс о банкротстве: что нужно знать.

https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-47936673

3. Как оформить банкротство через МФЦ без суда и госпошлины https://www.gosuslugi.ru/help/news/2020_10_02_bankruptcy

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Почему в Украине обанкротиться может только богатый?.



Закрыть ☒