То, что банк при оформлении кредитного договора будет активно навязывать заемщику страховку, уже не новость. Но помимо страховки из банка клиент уходит с огромным количеством дополнительных услуг, зачастую даже не зная об этом.⠀
Какие дополнительные услуги может навязать банк
- Самый популярный вариант – добровольные виды страхования (жизни и здоровья заемщика, титула, страхование от потери работы и т. д.).
- Услуги по смс-оповещению. Банк будет в форме смс-сообщения напоминать о приближающейся дате платежа и необходимости внесения денежных средств.⠀
Услуги юридической консультации. Здесь интереснее. Клиенту предоставляют возможность в течение года или в течение всего срока кредитования получать юридические консультации.Обратите внимание: Судебные споры с банками.
Правда только по телефону и не факт, что ответят, поскольку компания либо неизвестная, либо находится непонятно где.
- Медицинская консультация. Да-да, это не страховка, а еще одна дополнительная услуга. Предполагается, что в установленный срок заемщик сможет получать консультации медицинских специалистов. Как? Опять же по телефону.
- Услуга техподдержки на дороге 24/7 (это больше для автокредитов подходит). В очередной раз непонятно, кто и как вас будет технически поддерживать, особенно на дороге.⠀
- Страхование от клеща и особо актуальное сейчас — от коронавируса (но тут, кстати, можно и согласиться).⠀
- Переход в негосударственный (банковский) пенсионный фонд.
Основные тезисы, которые надо знать каждому
Верховный суд РФ в декабре 2020 года в рамках рассмотрения очередного спора банка с заемщиком категорично высказался по данному вопросу:
- заемщик по потребительскому кредиту вправе отказаться от дополнительных услуг банка, включенных в «кредитный пакет», в любое время;
- банк должен вернуть ранее произведенную оплату за такие услуги в полном объеме (за вычетом своих реальных расходов на оказание услуг – свои расходы должен доказать сам банк);
банк должен вернуть и уплаченную заемщиком сумму за подключение к программе страхования, но при условии, что заемщик обратился в банк в «период охлаждения» (14 дней с даты заключения договора, если при этом не наступил страховой случай);
- если банк отказал в возврате – на его стороне имеет место неосновательное обогащение, которое может быть возвращено принудительно с дополнительным взысканием с банка как процентов за пользование чужими денежными средствами, так и штрафа (50 % от взысканной судом суммы) за добровольное неисполнение требований потребителя.
Как отказаться от навязанных услуг?
Если вы не желаете платить дополнительные деньги за услуги банка или страховой компании:
▲ Подготовить и направить заявление об отказе от услуг.
В заявлении:
- указать личные данные;
- сослаться на условие договора о вашем праве на досрочный отказ от услуги (если есть);⠀
- указать банковские реквизиты для возврата денег.
▲ Направить исполнителю письменную претензию.
В претензии сошлитесь на ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей».
▲Обратиться с иском в суд в двух случаях:
✔ отказывают возвращать деньги и расторгать договор;
✔ вернули деньги не в полном объеме, за минусом понесенных исполнителем расходов.
В последнем случае в иске укажите, что навязанные услуги вам фактически не оказывались, Исполнитель услуг никаких расходов не понес, срок действия договора не наступил. В суде настаивайте, чтобы ответчик представил документы о его расходах на оказание вам услуг.
Просите в иске:
- признать расторгнутым договор на предоставление дополнительных услуг;
- взыскать денежные средства;
- взыскать компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя;
- взыскать неустойку за неисполнение в 10-дневный срок требований потребителя;
- взыскать штраф за отказ удовлетворить требования потребителя.
Исковое заявление подаете мировому судье по своему месту жительства, если общая сумма требований до 100 000 рублей.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Платные услуги, навязываемые банками: как отказаться?⚡.