День банковского работника в России отмечают уже больше 10 лет, а дата праздника – 2 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день был принят закон об учреждении Центрального Банка России. На сегодняшний день в России насчитывается более 400 банков и кредитных организаций, 226 из них работают в столице.
Не секрет, что в 2020 году банковская система, как и практически все остальные отрасли, пережила несколько турбулентный период, связанный с пандемией, на практике это выразилось в снижении ставок по вкладам, в росте весной-летом просрочки по кредитам в связи с нестабильной экономической ситуацией.
С другой стороны - и это отмечают все эксперты - усилилась роль цифровизации: множество процессов и услуг стали еще более востребованы в режиме онлайн. Банковская система при этом, и в России, и в Москве, уже была очень хорошо развита не только в оффлайн, но в онлайн формате. Так, еще 10 лет тому назад эксперты отмечали, что уровень и спектр услуг, которые можно получить удаленно, в столице существенно и выгодно отличается от предлагаемых в Европе и за океаном. Высокий уровень работы онлайн- и мобильного банкинга, который столичные банки поддерживают на протяжении последних лет, сильно поддержал и систему, и москвичей, особенно в этом году.
Самый яркий пример – технологии бесконтактных платежей при помощи смартфонов или умных часов, чтобы не прикасаться к деньгам и даже картам. Во время пандемии этот вопрос становится очень острым для всех: известно, что наличные деньги — это потенциальный способ передачи вирусов. В связи с этим москвичи справедливо делают выбор в пользу бесконтактных способов оплаты. К счастью, такая возможность есть практически везде: Московский транспорт при сотрудничестве с ВТБ внедрил сервис оплаты проезда картой, а почти в каждом магазине или торговой лавке есть терминал для оплаты.
Проанализировав показатели Единого Хранилища Данных, специалисты Аналитического Центра столицы рассказывают, что тенденция платить картами, в том числе онлайн, подтверждается статистикой. Так, в первом полугодии 2020 года на покупки физических лиц при помощи банковских карт пришлось 12,3 трлн рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Одновременно с этим клиенты стали реже снимать деньги в банкоматах, объем таких операций снизился в столице по сравнению с прошлым годом на 5,9%. А если измерять этот же показатель в «подходах» к банкоматам, что здесь тенденция еще более заметная: за первое полугодие в Москве и области количество операций по снятию наличных снизилось по сравнению с прошлым годом на 21,1% (до 0,2 млрд операций).
Выросло и число терминалов в столице. По последним доступным данным (на 1 июля 2019 года), только в Москве и области числилось 566,2 тыс. электронных терминалов для оплаты товаров и услуг. Наиболее показательно то, что всего за два года (с 1 июля 2017 года) число терминалов в Москве и области выросло на 38%.
Таким образом, и без влияния пандемии москвичи все чаще отказываются от наличных денег в пользу банковских карт, онлайн- и бесконтактных платежей, а в этом году тренд только усилился – даже ипотечные кредиты стали выдавать онлайн.
Сектор кредитования также чувствует себя по итогам года вполне сносно. Опять же, по данным Аналитического Центра Москвы, в октябре динамика потребительского кредитования стабилизировалась, объем выданных физическим лицам потребительских кредитов вырос на 0,2% к сентябрю 2020 г. Темпы роста задолженности населения по кредитам также замедлились практически вдвое, с +18,6% (на конец марта) до +7,7% (на конец октября). При этом ключевым драйвером роста розничных кредитов стала ипотека – объем выданных жилищных кредитов увеличился на 53,0% по отношению к январю-октябрю 2019 года. Всего же в этом году по ипотеке приобретено жилья на 10,7% больше, чем в январе-октябре 2019. Немалую роль в этом сыграла льготная антикризисная программа ипотеки, введенная в этом году, с предложенной беспрецедентно низкой ставкой в 6 процентов годовых.
Да и интерес к другим банковским продуктам у московской аудитории сохраняется и даже растет: к примеру, снижение ставок по депозитам вызвало интерес клиентов к более сложным инструментам инвестирования. Так что без работы банки не останутся.
Как отмечает Председатель Правления АРБ Олег Скворцов, «Год был неоднозначным, турбулентным, но банковская система выстояла, продемонстрировав свою устойчивость. Главное, что клиенты не пострадали, а банки, по возможности, оказывали им помощь. В этом году был взят курс на цифровизацию и развитие онлайн-услуг, но растет интерес и к другим продуктам, как классическим (та же ипотека), так и к более сложным инструментам инвестирования средств. В целом, говоря о перспективах, можно утверждать, что те потребности, которые банки смогли закрыть по онлайн-обслуживанию, зададут дальнейший значительный тренд развития финансовых услуг в стране. Еще один тренд этого года – появление крупных банковских экосистем, как открытого, так и закрытого типа, которые продолжат развиваться и расти по уровню востребованности».
Мы желаем столичной банковской системе – как и банкам всей страны – стабильности и процветания! С днем банковского работника всех причастных!