Почему QA-лид — не обязательно сеньор, и кто им может стать

Когда команда QA разрастается, приходит время назначить лидера. Выбор обычно падает на опытных пожилых людей. Однако на практике он не всегда был эффективным лидером. Почему это происходит? Мы будем работать с руководителем отдела контроля качества Дмитрием Трофимовым для решения этой проблемы.

Три важных причины рассматривать сеньора на позицию лида

  • Иметь глубокие знания о продукте. Опытный руководитель обычно знаком с тестируемой им системой, понимает ее слабые стороны и особенности и поэтому может быстрее принять обоснованное решение.
  • Техническая экспертиза и опыт. Старшие специалисты обычно разбираются в современных методах, инструментах и ​​тенденциях в сфере ИТ. Это позволяет нам не только поддерживать процессы, но и развивать их — внедрять новые, улучшать существующие и искать пути оптимизации.
  • Доверие команды. Люди часто обращаются к старшим за советом или помощью, когда сталкиваются с трудностями. Его опыт и авторитет делают его естественной опорой команды.

На первый взгляд он казался идеальным кандидатом. Но для того, чтобы быть лидером, нужны не только технические навыки и опыт программирования.

Почему QA-лиду недостаточно быть просто хорошим сеньором

Речь идет не только о технических знаниях, но и о понимании работы всей команды — не только отдела контроля качества, но и других участников процесса. Специалисты по контролю качества обладают глубокими знаниями всех этапов разработки: от постановки задач для бизнеса до поддержки продукта.

Он знает, как работать с показателями качества, сроками выполнения заказов и аналитикой, выявляя слабые звенья в обеспечении качества и разработке и эффективно устраняя их. Кроме того, лидерство в области обеспечения качества связано с людьми: проведением индивидуальных встреч, ретроспектив, пониманием мотивации и развитием команд, а также разрешением конфликтов.

Вот почему роль лидера подразумевает совершенно иной уровень ответственности и задач.

У лидеров много сильных сторон, но главные из них — не технические знания, а умение управлять, работать с людьми и анализировать данные.

Хороший сеньор ≠ хороший лид. Почему?

Самый важный аргумент, который должен помнить каждый, будь то новичок или будущий менеджер, заключается в следующем: QA Lead — это не следующая ступень после Senior, если мы говорим о классическом вертикальном росте. Это скорее диагональный рост, при этом, скорее всего, доминирует средняя часть. Редко когда младший сотрудник становится лидером, но кто знает, может быть, у вашего младшего сотрудника есть талант к управлению.

Часто возникает вопрос: необходимо ли руководителям понимать все технические детали продукта и становиться экспертами в каждом решении? Нет, это не обязательно — в команде есть старшие люди, которые могут это сделать. Задача лидера — организовать работу команды в единый механизм. Самым важным навыком здесь является умение делегировать полномочия. Это помогает командам оставаться вовлеченными в важные процессы, наращивать внутреннюю экспертизу и поддерживать баланс.

Более того, справиться со всей нагрузкой в ​​рамках большой команды просто невозможно. Особенно если в команде больше 10 человек.

Почему люди старшего возраста не всегда становятся хорошими лидерами?

Обратите внимание: 5 шагов, чтобы стать успешным.

Потому что лидерство требует совершенно других навыков и желания двигаться в этом направлении. Если пожилые люди не готовы к переменам, никакая мотивация не поможет.

Так что делать, чтобы стать лидом?

Если вы чувствуете, что готовы стать лидером, или видите лидеров вокруг себя, но не знаете, с чего начать, вот несколько направлений, которые могут помочь вам подготовиться к этой роли.

1. Изучите методы разработки и тщательно отработайте их. Чтение статей и наблюдение за выступлениями других команд очень полезны для понимания того, как теория работает на практике. Это не только расширит ваши знания, но и повысит вашу умственную гибкость — очень важно уметь адаптировать стратегию к своей задаче.

2. Развивайте гибкие навыки. Руководителям важно уметь четко доносить идеи, прислушиваться к своей команде и создавать атмосферу доверия. Речь идет не о таланте, а о конкретных навыках, которые можно развить: активное слушание, предоставление обратной связи, организация дискуссий, постановка целей, управление конфликтами. Достичь этого поможет изучение психологических основ коммуникации, гибких методологий, методов лидерства и общей практики.

Хорошим началом станет посещение внутренних собраний, семинаров и ретроспектив — это обеспечит безопасную среду для обучения. Затем идут конференции, внешние мероприятия, публичные выступления. Главное — серьезно относиться к каждому взаимодействию и быть готовым учиться.

3. Освойте принципы построения и анализа показателей качества и производительности команды. Важно уметь использовать цифры, чтобы помогать команде, а не наоборот. Метрики — это инструмент, а не цель. На основании пика на графике времени выполнения заказа руководитель отдела контроля качества должен понять, где в процессе произошел сбой и как его исправить. Здесь помогут статьи и отчеты, а также исследовательские инструменты для сбора показателей — эту техническую часть нельзя делегировать старшему персоналу, ответственность лежит на руководстве.

4. Признайте, что ошибки неизбежны даже для лучших лидеров. Важно относиться к ним правильно: брать на себя ответственность, не искать виноватых, а решать проблему, извлекать урок и двигаться вперед как команда.

Руководитель отдела контроля качества — это больше, чем просто начальник тестировщика. Хорошие лидеры способны выявлять проблемы в команде и предлагать решения, организуя здоровую и эффективную систему для бизнеса и сотрудников. Возможно, в вашей команде уже есть специалист по контролю качества, который готов взять на себя руководство и обладает всеми необходимыми качествами.

👉 Хотите ли вы получить повышение от среднего звена QA до руководящей должности? Посмотрите вебинар «Развитие карьеры в QA!

Если вашей целью является генерация лидов, то система управления тестированием определенно пригодится. Попробуйте DoQA бесплатно в течение 14 дней — обязательно для тестирования.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Почему QA-лид — не обязательно сеньор, и кто им может стать .