

Уникальный винтажный образ, массивные украшения, короткая стрижка и неизменные круглые очки — этот портрет безошибочно описывает Айрис Апфель, легендарную коллекционерку и икону стиля. За жизнью 102-летней американки в соцсетях следят миллионы людей. Её стиль — это не безликая глянцевая эстетика, а яркий, мощный и убедительный автограф личности. Он был правдивым, честным и абсолютно уникальным. Увлечение модой началось у Айрис задолго до того, как это стало массовым трендом.
В 2018 году компания Mattel выпустила куклу Барби, созданную по образу Айрис Апфель. Этот эксклюзивный экземпляр, разумеется, достался самой Айрис. Игрушка была одета в блестящий зелёный брючный костюм — точную копию наряда с обложки её мемуаров «Айрис Апфель: Случайная икона». В этой книге она поделилась историями, которые так интересны её поклонникам. Жизнь Айрис — это блестящее отражение целого XX века, увиденное глазами девушки, которая жила, любила и творила в эту эпоху.


К сожалению, полная версия книги пока доступна только на английском языке. Поэтому мы можем насладиться лишь отдельными отрывками, найденными в сети. Однако прочесть её от корки до корки — определённо стоящая цель для каждого, кто вдохновляется этой невероятной женщиной.
Черный пояс по шопингу
Айрис родилась в 1921 году в состоятельной семье. Её отец владел стекольной компанией, а мать, русская иммигрантка, держала бутик одежды. Именно мама привила дочери тонкий вкус и понимание стиля. Деньги в этом процессе играли роль, но не решающую. Главным был врождённый талант и страсть.
«Я начала покупать одежду сама, когда мне было 12 лет. Весной 1933 года, перед Пасхой, у меня не было нового наряда для традиционной прогулки по Пятой авеню. Мама была занята, поэтому дала мне 25 долларов и отправила в популярный тогда торговый центр S. Klein. Первое же увиденное платье покорило меня! Но, следуя маминому совету «не покупай первое, что понравилось», я отправилась на поиски дальше. Однако мысли о том платье не отпускали. Мною овладела паника: «А вдруг его кто-то купит?». Я помчалась обратно — платья на месте не было. В отчаянии я обыскала весь зал и, о чудо, нашла его на другой вешалке. Шепча «Спасибо, Боже», я заплатила за него 12,95 долларов. На оставшиеся деньги купила очаровательные туфли на каблуке за 3,95 доллара, стильную соломенную шляпку, скромно пообедала и купила билет на обратный путь».


Мама похвалила её выбор, а отец — бережливость. Так 12-летняя нью-йоркская девочка заработала свой первый «чёрный пояс по шопингу» и начала долгий путь в мире моды.
Мама была права
Успех в выборе наряда не был случайностью. У Айрис с детства было собственное, очень сильное видение стиля. И это была не просто детская прихоть. Уже в четыре года она с особым вниманием относилась к тому, как одеваются её родители, и не стеснялась давать советы.
«Когда мне было четыре, мы отдыхали на курорте. Мама, обычно очень занятая, посвятила мне целый день. Однажды, одев меня, она поставила меня на деревянный ящик и долго любовалась. А в другой раз, собираясь на вечернее мероприятие, я устроила настоящую истерику, крича и топая ногами так, что в номер сбежались люди. Оказалось, мне категорически не понравилась лента в её волосах! Я кричала: «Она нехорошо выглядит! Она не сочетается с нарядом!».


Как выяснилось позже, мама была права. Часто самые интересные и запоминающиеся образы строятся на, казалось бы, несочетаемых элементах».
Битва за джинсы
Айрис Апфель обожала классические джинсы. Сегодня тёмно-синие брюки из плотного денима — базовая вещь любого гардероба, но на рубеже 1930-40-х годов молодой девушке заполучить их было практически невозможно. Айрис стала одной из первых, кто начал носить джинсы как элемент повседневного стиля, и путь к первой паре был тернист.
«В 1940 году, когда я училась в колледже в Висконсине, джинсы считались сугубо мужской рабочей одеждой. Их не продавали в женских отделах, а размеры были огромными. У меня в голове сложился навязчивый образ: большой клетчатый тюрбан, белая хлопковая рубашка, круглые золотые серьги и... джинсы. Я отправилась в магазин рабочей одежды. Реакция продавца была однозначной: шок, смущение и отвращение.
Обратите внимание: Про мужиков и успех. Как узнать успешный перед вами мужчина или нет?.
Это был не самый приятный опыт.«Вы что, не знаете, что молодые леди не носят джинсы?» — спросил он.
«Меня не волнует, что они носят. Я хочу джинсы!» — парировала я.
Я умоляла его подобрать мне что-нибудь или сшить на заказ, но тщетно. Я возвращалась снова и снова, неделю за неделей. В конце концов, он, пожалев меня или просто устав от моих визитов, вручил мне джинсы для мальчиков. Счастью моему и тому навязчивому образу в голове не было предела!».


Любовь всей жизни
Сердце Айрис на всю жизнь принадлежало одному мужчине. Её брак с Карлом Апфелем продлился 68 лет. Как она сама признавалась, эти годы иногда казались ей вечностью, а иногда — одним мгновением. Карл ушёл из жизни в 2015 году, не дожив несколько месяцев до своего 101-летия.


«Я встретила Карла во время семейного отдыха. Несколько недель спустя в Нью-Йорке, когда я с маминой подругой проезжала мимо витрины магазина Bonwit Teller, что-то привлекло моё внимание. Мы остановились, чтобы рассмотреть детали. Вернувшись домой, я обнаружила множество пропущенных звонков — это был Карл. Оказалось, в тот самый момент, когда я стояла у витрины, он застрял в пробке в автобусе прямо напротив!
«Эта шляпа сегодня была потрясающей!» — сказал он. Затем принялся хвалить весь мой образ до мелочей. Всё встало на свои места. Наше первое свидание было в День Колумба, помолвку мы объявили в День Благодарения, кольцо он подарил на Рождество, а в конце февраля 1948 года мы поженились».
«Свадьба была скромной, всего 120 гостей. Моё платье? Длинное, кружевное, розовое. Его сшила мастерица — подруга моей матери. Я считаю, что покупать платье, которое наденёшь один раз в жизни, непрактично. Я носила его ещё много раз на различных торжествах».
Философия стиля иконы
Айрис Апфель стала мастером эклектики, с лёгкостью сочетая haute couture с находками с блошиных рынков. Её подход к моде — это смелость, интуиция и полное отсутствие снобизма.




«Мой гардероб рос постепенно. Мне посчастливилось собрать коллекцию вещей от кутюр. В 50-е, будучи в Париже по делам текстильного бизнеса, я не могла позволить себе индивидуальные заказы. Но я нашла выход: в конце сезона я спрашивала в модных домах, можно ли купить образцы с показов. Оказалось, что пропорции манекенов у Lanvin, Nina Ricci, Christian Dior и Jean-Louis Scherrer были близки к моим. Но я никогда не была заложницей брендов. Я покупаю то, что нравится, будь то кутюр или браслет за 5 долларов с блошиного рынка».


«Однажды на европейском блошином рынке я нашла подлинную казулу XIX века (церковное облачение) из рубинового бархата с ручной вышивкой. Это был шедевр! Карл был категорически против: «Абсолютно нет!». Он боялся, что люди подумают, будто мы не можем позволить себе обычную одежду. В разгар нашего спора на помощь пришла известная журналистка Евгения Шепард. Увидев казулу, она воскликнула: «Боже, это потрясающе!». Карл сдался. Эта покупка обошлась дешевле, чем услуги семейного психотерапевта. Позже я нашла похожую ткань и сшила к ней брюки. Я ношу этот комплект до сих пор!».


«Мой гардероб — это творческий хаос. У меня так много вещей, и они везде. Но у кого есть время на идеальный порядок? Уж точно не у меня. Меня часто просят показать шкаф редакторы журналов. Мой ответ всегда один: «Нет, этого не произойдёт».
«Я не коллекционирую одежду. Я покупаю её, чтобы носить. Меня часто спрашивают, что я люблю больше всего. Ненавижу этот вопрос! Если что-то нравится, то это происходит на уровне инстинкта. Не нужно это анализировать».
Антон ДаниловФото: Getty Images, Соцсети
Больше интересных статей здесь: Успех.