Как изменить общественное мышление, не прибегая к манипуляциям, пропаганде и авторитарному режиму

Как изменить общественное мышление, не прибегая к манипуляциям, пропаганде и авторитарному режиму? Ответ прост — прибегнуть к понятию окна Овертона. Именно благодаря ей общество будет готово принять то, что раньше считало неприемлемым.

Кто такой Овертон?

Джозеф Овертон, инженер по профессии, родился в начале 1960-х годов и занимал должность вице-президента Центра государственной политики Макино. В своей работе он наблюдал, как общество реагирует на разные типы взглядов, особенно на те, которые считаются крайне неприемлемыми или даже незаконными.

Овертон вошел в историю как создатель концепции, описывающей, как перенаправить мышление общества. Или, точнее, как сделать так, чтобы идея, считавшаяся неприемлемой и незаконной, стала приемлемой и законной.

Что такое окно Овертона?

Окно Овертона, или дискурсивное окно, представляет собой вертикальную модель стадий, через которые должно пройти общество.

Согласно Овертону, политическая жизнеспособность этих идей связана с тем, попадают ли они в это окно, а не с индивидуальными предпочтениями политиков.

Интересно, что, чтобы избежать ассоциации с политическим разделением между левыми и правыми, Овертон создал свое окно как ось. Общество должно пройти пять последовательных стадий, чтобы то, что крайне неприемлемо и запрещено, стало полностью законным.

Окно Овертона на практике

Как изменить ряд правил, считающихся политически неприемлемыми, на приемлемые?

6 этапов:

  1. Немыслимо. Вы должны начать с нуля. А именно установить, что полностью запрещено, а что общественность считает неприемлемым.
  2. Радикальный. Безнравственное, отвратительное и нелепое поведение может, например, стать предметом научной работы. В результате этого обнаружится, что, например, явление, неприемлемое в нашей культуре, встречается в другой.
  3. Приемлемо. Затем наступает вторая фаза. Общество необходимо подвести к восприятию явления как чего-то принадлежащего другой культуре, поэтому к этому явлению нужно подходить с толерантностью. Ведь терпимость — удел мудрых, и никто не хочет показаться невеждой.
  4. Разумный. На третьем этапе приемлемую идею можно превратить в разумную.

    Обратите внимание: ЛУЧШИЙ СОВЕТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ.

    Идея перестает вызывать большие эмоции и постепенно обретает сторонников, тогда как противники считаются крайними радикалами.
  5. Популярный. Как только идея обрела смысл, она должна стать предметом обсуждения в СМИ, телепередачах, фильмах. Когда-то спорный вопрос, идея постепенно поднимается выше, получает признание и начинает продвигаться как нечто положительное.
  6. Норма. На завершающем этапе явление закрепляется юридически, а его последователи выходят на политическую сцену и начинают продвигать свои идеи.

За шесть шагов то, что считалось неприемлемым и незаконным, стало приемлемым и законным.

Пример окна Овертона

👯‍♀️ Примером применения идеи Окна Овертона является принятие однополых браков в западном мире. Сегодня, благодаря широкому интересу СМИ, уже никого не удивишь гей-парадами или демонстрациями однополых отношений на улицах европейских городов. Но еще несколько десятков лет назад эта тема имела статус неприемлемой.

🥤 Второй пример, тоже не особо актуальный для нашей страны, это история с пластиковыми трубочками! Всего несколько лет назад запрет на использование таких соломинок в некоторых европейских городах мог показаться как минимум странным и ненужным.

Вопрос о запрете пластиковых соломинок находился тогда на первом этапе концепции Овертона – вне социального дискурса (немыслимо). Позже некоторые стали от них отказываться. Остальная часть общества может расценить это как радикальное поведение человека, который настолько заботится об окружающей среде, что отказывается использовать практичную соломинку. Следующим шагом было принятие. Отказ от пластика стал обыденностью и перестал удивлять посторонних.

Поэтому следующим шагом было рассмотреть разумное решение отказаться от использования соломинок. Это забота о планете. Такое мышление сделало концепцию выбрасывания соломинок популярной и модной с течением времени — выбрасывание пластика стало манифестом устойчивого образа жизни и социальной ответственности. Последним шагом стало введение ЕС законодательного запрета на продажу пластиковых соломинок, одноразовых столовых приборов, тарелок и чашек. Вот так идея покончить с пластиком ради планеты из совершенно неуместного обсуждения перешла в юридический запрет.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Как изменить общественное мышление, не прибегая к манипуляциям, пропаганде и авторитарному режиму.

\