Статья Дэниела Канемана и Амоса Тверски, опубликованная в 1979 году, изменила нашу веру в рациональность наших суждений, когда речь идет о деньгах. Оказывается, когда мы делаем вычисления, мы очень часто попадаем в ловушку когнитивных искажений и эмоций, особенно страха и жадности.
Что такое неприятие потерь?
Неприятие потерь — это когнитивное искажение, которое объясняет, почему для людей психологическая боль от проигрыша сильнее, чем радость от победы.
Потеря денег или других ценных вещей может быть хуже, чем радость от получения точно такой же вещи.
Проще говоря, нам лучше 100 рублей не потерять, чем 100 рублей найти.
Исследования также показывают, что люди чаще лгут и мошенничают, когда не хотят потерять то, что у них уже есть, чем когда хотят что-то выиграть. Например, человек совершает невинную ошибку. Так что, чтобы не повредить своей репутации, он может намеренно солгать, чтобы скрыть это.
Боязнь убытков сыграла немалую роль в скандале с General Motors в 2014 году. Более десяти лет компания не отзывала автомобили с неисправными замками зажигания. Даже по мере того, как росло количество доказательств дефекта, официальные лица GM продолжали отрицать существование проблемы, чтобы избежать затрат и хлопот, связанных с массовым отзывом.
стремление сохранить то, что уже есть, стало для них серьезной проблемой.
Где возникает эта предвзятость?
Неприятие потерь распространено в когнитивной психологии, теории принятия решений и поведенческой экономике. В повседневной жизни неприятие потерь часто наблюдается, когда люди имеют дело с финансовыми решениями и маркетингом. Человек с меньшей вероятностью купит акцию, если она воспринимается как рискованная с возможностью потери денег, даже если потенциальная прибыль достаточно высока.
Кроме того, постоянные маркетинговые кампании, такие как акции и скидки, используют склонность человека выбирать якобы бесплатную услугу. Когда человек связывает продукт со своей жизнью, он с большей вероятностью купит его, потому что хочет избежать потери, которую почувствует, отказавшись от продукта.
Страх потери может помешать нам принять даже хорошо просчитанный риск, который может принести достойную прибыль.
Как этого избежать?
Неприятие потерь — это естественная человеческая склонность, которая не дает нам проигрывать. Тем не менее, важно знать, как избежать неприятия потерь и его влияния на решения, особенно при принятии решений с потенциальной выгодой.
- Переместите стрелки. Столкнувшись с необходимостью принять решение, постарайтесь сформулировать вопрос так, чтобы основное внимание уделялось потенциальной выгоде, а не убытку.
- Рассмотрите потерю в перспективе. Простой способ справиться с неприятием потерь — спросить себя, каким был бы худший результат, если бы были предприняты определенные действия. Обычно это помогает людям взглянуть на потерю и связанные с ней чувства потери в перспективе и лучше понять, стоит ли принимать решение.
- Помните, что это не конец.
Обратите внимание: Исскусство убеждения.
Даже если вы понесете убытки, почти всегда будет шанс все вернуть. Всегда будет новая распродажа, новая скидка и т.д. - Измените точку отсчета. Пересмотрите свою точку зрения. Представьте, что у вас есть дедушка, с которым вы не очень близки, но который является частью семьи, и к которому вы приходите раз в год на Новый год. Каждый год в течение последних 10 лет дедушка дарит вам конверт с 1000 рублей. А потом, после очередного визита к дедушке, вы приходите домой, открываете конверт и обнаруживаете не 1000 рублей, а 500. Вы разочарованы? Вы удивляетесь: а где остальные 500 рублей? В следующий раз, когда вы столкнетесь с потерей, подумайте о том, с чего все началось. Сначала у вас ничего не было, а потом стало 500 рублей, а вы расстроились, что это не 1000?
- Двигаться дальше. Это сложно, но эффективно. Старайтесь не цепляться за потери и сосредоточьтесь на движении вперед. Неудача — это часть жизни, и, делая ошибки, вы учитесь. Может быть, эта потеря не так уж и ужасна.
Больше интересных статей здесь: Успех.