«Знаете, такое трудное дело как бизнес был бы доступен всем, если был бы простым делом и не требовал принятия сложных решений».
О первом крупном клиенте, о питерском духе компании, о кризисе 2008 года, ставшем трамплином, а главное – о людях, причастных к успеху Венета Систем и ГК Clever bros., в интервью с Игорем Логиновым.
- Игорь Александрович, вы стояли у истоков компании, расскажите, как все начиналось?
- Это длинная история, и если рассказать все в мельчайших подробностях, боюсь, не хватит полос журнала, поэтому остановлюсь на важных моментах.
Прийти работать в компанию меня вдохновило знакомство с Виталием Леонидовичем Мархасиным. Именно он привез технологию восстановления картриджей из Италии как франшизу, которая поднимала обычную заправку картриджей на новый качественный уровень. Он реально горел Венета Систем, и этим огнем увлек и меня. Виталий Леонидович — человек с потрясающей харизмой. Помню, как мы выкурили с ним пачку сигарет на двоих, пока стояли в тамбуре поезда и обсуждали технологию восстановления картриджей.
Так что для меня все началось с вдохновения. В возможности работать в компании я разглядел перспективу нового, большего, еще неизвестного мне, и даже согласился на снижение своего существующего уровня дохода. А дальше было знакомство с Николаем Ивановичем и Сашей Арабеем, Сашей Бородиным, директорами, техниками и менеджерами Венита Систем Минск; знакомство с технологией продаж и технологией восстановления картриджей. Я приехал на производство, увидел сам процесс, как картриджи восстанавливались руками инженеров. Тогда в 2000-х годах было много предложений для менеджеров с посылом типа «купи-продай», а здесь все было иначе. Люди делали свое дело качественно, с энтузиазмом, любовью и душой. Это не могло не зажечь!
- Вы помните первый крупный контракт? Что сейчас с этим клиентом?
- Да, конечно! В 2001 году клиентов нужно было познакомить с технологией восстановления картриджей, убедить, что они могут доверить свои картриджи нам и забыть о ручной заправке. Именно так выстроилось наше сотрудничество с компанией АО «Автопарк №1 «Спецтранс». Я долго убеждал Николая Петровича по телефону, приводил разные доводы, и в конечном итоге он пригласил меня в офис посмотреть на их отработанные картриджи. Когда я зашел в кабинет, полностью заваленный отработанными картриджами, то увидел молодого человека, который пытался их заправлять сам. И парень, и все вокруг него было в тонере! Я рассказал о том, насколько это вредно, и молодой человек эмоционально отреагировал: «Папа, я же тебя предупреждал, я не хочу этим заниматься!». Николай Петрович со словами «забирайте» без договоренности по цене отдал мне несколько коробок с картриджами. Это был первый заказ больше чем на 1000 долларов, и наше производство было в восторге. Мы восстановили все картриджи, упаковали их в коробки и доставили в «Автопарк №1 «Спецтранс». Николай Петрович оценил сервис и отдал еще партию отработанных картриджей. Так мы проработали более 15 лет, пока у клиента не поменялось руководство, и компания не перешла на дешевые совместимые картриджи. Предприятие полугосударственное-получастное, и экономия там считается простыми понятиями, дешевле купил — значит сэкономил.
- Вы и сейчас продолжаете вести клиентов? Почему?
- Да, я люблю это. Во-первых, ведение клиентов позволяет мне держать руку на пульсе. Все процессы, связанные с заключением и сопровождением сделок, у нас проходят через корпоративную программу СВА (Clever bros. Assistant). Программа живая и постоянно совершенствуется. Я не хочу терять эту связующую нить, которая позволяет мне постоянно участвовать в процессе улучшения. Во-вторых, мне нравится вести переговоры с клиентами. В-третьих, так я получаю информацию из первых уст. Во все времена новости, обратную
связь и информацию о потребностях мы получали от наших заказчиков — какие модели картриджей восстанавливать, какие услуги и сервисы им еще нужны. Все новые продукты появлялись после общения с клиентами. А соответственно, если я принимаю активное участие в открытиях, то как я могу делать это без контакта с нашими заказчиками.
- У любой компании бывают кризисы и подъемы. Как компания справлялась с трудными этапами и приходилось ли менять курс?
- На мой взгляд, кризисы не должны менять курс, они могут вносить лишь коррективы. Любой сложный этап в бизнесе — это хорошая школа, и, конечно, нам было чему поучиться. В 2008 году ряд сотрудников покинул компанию, многие тяжело переживали внедрение корпоративной программы CRM CBA. Одно событие наложилось на другое, и случился настоящий кризис. Но, как говорится, то, что нас не убивает, делает нас сильнее!
Обратите внимание: С чем начать движение к своему успеху?.
Вот и мы стали сильнее после событий 2008 года — они закалили нас и сплотили всю команду. На самом деле я ничему не благодарен так, как тому кризису.Также сложный период для компании был тогда, когда мы замораживали филиал в Москве. Мы сделали на него большие ставки, но надежды не оправдались. Это произошло по большому счету из-за уже сложившейся к тому времени корпоративной культуры. Наше отношение к сервису и качеству было питерским и не подошло для Москвы с ее темпом, огромными деньгами и равнодушием. Там мы были белой вороной и для клиентов, и для коллег по цеху. Но полностью из Москвы не ушли: заняли выжидательную позицию и верим, что сервис станет в почете, а разумная экономия будет не чуждой и Столице. Знаете, такое трудное дело как бизнес был бы доступен всем, если был бы простым делом и не требовал принятия сложных решений. Мы всегда шли своим путем, практически ничего не копировали и многое создавали с нуля. В результате кризисы для нас стали трамплином, с которого мы успешно двигались вверх.
- Много ли сотрудников осталось в компании за эти 20 лет?
- Достаточно много. Костяк был сформирован давно, и сейчас он обогащается новыми сотрудниками, причем не только среди специалистов отделов продаж и рядовых сотрудников, но и руководителей разных уровней. Я считаю, это отличная рабочая комбинация для процветания бизнеса. Молодые и новые сотрудники получают энергию, знания от опытных коллег и одновременно привносят свою энергию и новые знания — синергия в лучшем ее проявлении.
- К кому вы испытываете чувство благодарности?
- Я благодарен своей семье, сотрудникам компании, коллегам из Минска, которые стояли у истоков, нашим поставщикам и партнерам, у которых мы многому научились. И конечно, нашим клиентам, которые своим вниманием, обратной связью, и даже критикой делают нас лучше. Если попробовать перечислить поименно, то это тысячи людей.
- А какими достижениями компании вы особенно гордитесь?
- Всеми, и я не преувеличиваю! Я просто не знаю, как выбрать одно: 1000 моделей картриджей — никто из наших коллег столько не восстанавливает, 1,6% рекламаций — самый низкий процент в отрасли, работа с поставщиками более 10 лет, преданность технологии и качеству, открытие филиалов, построение новых продуктов, создание СВА — российского ПО, продуктами Clever bros.: Clever Print, Clever IT, Be Clever, CPKey, покопийка. Если бы кто сказал мне в 2005 году, что мы будем все это делать, я бы не поверил…
- Если сравнить компанию с человеком, то какие человеческие качества есть у Венета Систем?
- Доброта, уважительное отношение, честность, ответственность, находчивость, надежность. На самом деле, мне кажется, что все лучшие качества, которые встречаются в людях, компания взяла в себя.
- Игорь Александрович, вы столько лет руководите Венета Систем, а теперь и группой компаний Clever bros., где лично вы черпаете силы и энергию на управление и развитие компании?
- Больше всего меня вдохновляют люди, их живой интерес к процессам и вопросы, их желание развиваться. Силы придают надежные товарищи по фирме и партнеры — без них построить бизнес в России практически невозможно. А еще у меня было много учителей в прошлой жизни, и есть у кого поучиться сегодня. Многих я не знаю лично: они живут в книгах, доступны к общению в соцсетях. Сейчас я уже сам чаще учу, и это тоже источник энергии и новых знаний.
- Какие из компаний для вас являются примером, на каких бизнесменов вы хотели бы равняться? А может есть антипримеры?
- Я с детства не хотел быть на кого-то похожим. Пока кто-то из моих одноклассников хотел быть космонавтом, как Юрий Гагарин, я просто хотел быть надежным, сильным, честным, умным, лучшим. Быть сегодня лучше, чем ты был вчера! Антипримеры, конечно, есть, но приводить их совсем не хочется.
- Что сейчас является основным вектором для компании? Куда идет Венета Систем и ГК Clever bros.?
- Наша основная цель — построить качественный сервис, который не ограничивается отдельными продуктами. Сервис, который должен стать образцом для других компаний и, возможно, отраслей. На мой взгляд, жизнь проживается не зря, когда мы делаем ее каждый день лучше настолько, насколько можем. Для этого требуются высокие компетенции, постоянное обучение и отклик на изменения. Нам нужно слышать наших партнеров, поставщиков, клиентов, коллег и давать им больше того, чем они ожидают, удивлять высоким уровнем сервиса. Это основная линия, выдерживая которую компания может успешно развиваться — в таком случае будут создаваться новые продукты, улучшаться старые, а может быть даже возрождать забытые.
- Какие задачи нужно реализовать компании, чтобы достигнуть этой цели?
- Основными тремя слонами, опираясь на которых бизнес может чувствовать себя устойчивым и успешным, сейчас являются ИТ-технологии, качественный маркетинг и логистика. Если институт логистики давно сформирован, есть определенные правила и бизнес-процессы, в маркетинге постоянно появляются новые каналы для продвижения и новые принципы формирования продуктов, то скорость изменений в ИТ так велика и высока, что нужно постоянно быть в теме и в тонусе. И я говорю не просто об ИТ-индустрии, а именно о технологиях, которые необходимы для функционирования всех бизнес-процессов. Поэтому мы планируем развивать ИТ, учиться классному маркетингу и удостовериться, все ли мы правильно делаем с точки зрения логистики. А для этого нам нужны умные, энергичные, настоящие люди внутри фирмы.
- Жирной чертой через все интервью проходят люди. Это здорово!
- Это самая главная ценность любого бизнеса, любой организации. Человек со всеми его недостатками прекрасное создание, я так думаю.
Интервью брала А. Погожева
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Движение вверх.