Понятие справедливости является одним из фундаментальных в этике и философии. Давайте разберемся, что оно означает, какую роль играет в обществе и почему так важно для человеческих взаимоотношений. Для начала обратимся к классическому определению: справедливость — это этическая категория, отражающая представление о правильном, должном распределении между людьми прав и обязанностей, поступков и воздаяния за них, заслуг и соответствующего вознаграждения. И наоборот, когда такое распределение нарушается, мы сталкиваемся с проявлением несправедливости.
Исторический контекст
Идея справедливости уходит корнями в глубокую древность. Например, в древнегреческой мифологии ее олицетворяла богиня Астрея. Философы с античных времен пытались осмыслить это сложное понятие.
Два вида справедливости по Аристотелю
Великий философ Аристотель выделял два основных типа справедливости, которые актуальны и по сей день.
Уравнительная справедливость
Этот вид проявляется, когда равные субъекты обладают равными правами и несут равные обязанности, пользуются одинаковыми привилегиями и благами. Яркий пример — воспитанники детского сада. Каждый из них имеет право на личный шкафчик для одежды, собственную кровать, на уважение своего достоинства, защиту от любого насилия (физического или психологического), а также на охрану жизни и здоровья. Нарушение этих прав — это прямая несправедливость, которая часто сопряжена с нарушением закона.
Обратите внимание: Как застенчивость принесла миллионы.
Распределительная справедливость
Этот принцип предполагает, что отношение к человеку и его вознаграждение зависят от его вклада, способностей или достижений, то есть строятся по определенным критериям. Классическая иллюстрация — отношения между начальником и подчиненным: у них разные права, обязанности, уровень ответственности и, как следствие, разная оплата труда. Другой пример — школьная успеваемость: ребенок, который хорошо учился, может получить грамоту, а тот, кто учился хуже, — нет. Однако здесь важно отметить, что оценка вклада (например, успехов в учебе) часто носит субъективный характер. Она зависит от мнения учителя, которое может быть как профессиональным и объективным, так и предвзятым, ошибочным, добрым или излишне строгим.
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Справедливость.