Корпоративный дзен: как построить бизнес стоимостью $900 млн, руководствуясь буддистскими принципами

ДЖЕФФ БЕРКОВИЧИ, редактор Inc.com

Источник Inc.com

Корпоративный дзен: как построить бизнес стоимостью $900 млн, руководствуясь буддистскими принципами

Каждый, кто серьезно занимается йогой и медитацией, знает, как полезно бывает «прочистить разум» и избавиться от ложных измышлений. Многое сразу становится понятным — в том числе сложные бизнес-процессы. Кстати, что будет, если организовать их — да и вообще всю корпоративную жизнь — в соответствии с принципами восточной мудрости? Основатели таск-менеджера Asana Дастин Московиц и Джастин Розенштейн попробовали — и вырастили компанию стоимостью $900 млн.

Дастин Московиц и Джастин Розенштейн познакомились в Facebook: Московиц оказался там, потому что был соседом Марка Цукерберга по комнате, а Розенштейн пришёл из Google (кстати, он приложил руку к созданию одной из знаковых инноваций Facebook — кнопки «лайк»). Чтобы сделать работу эффективнее, они решили усовершенствовать внутренний таск-менеджер, а обнаружив общий интерес — к йоге и медитации, — задумались о том, чтобы применить эти практики в управлении процессами.

В 2008 они запустили собственный проект — таск-менеджер Asana, который помогает компаниям избавиться от «работы над рабочими процессами». В первую же неделю основатели сделали две вещи: написали основу кода и составили список ценностей, решив, что будут выстраивать корпоративную культуру, для которой должности мало что значат, прозрачность возведена в абсолют, а самые важные качества — осознанность и любопытство. По словам Розенштейна, именно этот список стал ключом к будущему успеху: «Мне всегда казалось странным, когда говорят: «Ох уж эта культура, — ее всегда можно задвинуть на задний план». Культура — это совокупность всех взаимодействий внутри организации. Даже когда вы идете по головам».

Корпоративный дзен: как построить бизнес стоимостью $900 млн, руководствуясь буддистскими принципами

Ценности Asana

1.Ясность

В середине нулевых Розенштейн был продуктовым менеджером в Google, где работал, в том числе, над прототипом G-чата. Все решения, в соответствии с принятым в компании принципом свободы и равенства, должны были приниматься сотрудниками сообща, а не спускаться сверху вниз. «Настоящий ад, — вспоминает Розенштейн. — Куча людей были наделены правом сказать тебе «нет», но ни один протокол не указывал, кто должен сказать финальное «да».

В таск-менеджере Asana каждая задача может быть назначена только одному человеку — аналогично устроены и бизнес-процессы в компании.

Обратите внимание: Бизнес на продаже развесного чая и кофе. Детальный план.

«Поиска консенсуса» и «тестирования с измерением отклика» нет: хотя ответственный за задачу может советоваться и принимать во внимание чужое мнение, все его решения окончательны. В этом процессе каждый — гендиректор в своей сфере (зоны ответственности распределяются между сотрудниками в зависимости от их экспертизы). «Иногда мы называем это распределенной диктатурой», — говорит Розенштейн.

2.Достоверность

Её Asana определяет как «умение говорить горькую правду». Чтобы помочь сотрудникам перестать стараться быть милыми, Asana отправляет их на двухдневный тренинг от Conscious Leadership Group . «Они буквально учатся проговаривать неудобную правду — без обиняков, но в то же время с сочувствием», — делится Розенштейн. Почти вся информация о том, кто над чем работает, видна всем участникам процесса.

3.Осознанность

Самая главная ценность Asana — способность «осознавать, что происходит, рефлексировать, учиться на собственных ошибках и принимать осмысленные решения» — взята прямиком из книги «Буддизм 101» . Один из способов применить ее на практике — «Недели дорожной карты», когда каждые полгода вся «операционка» останавливается, чтобы уступить место рефлексии. В таком большом эксперименте, как Asana, осознанность позволяет видеть, когда очередная гипотеза не подтверждается.

Время посмотреть на компас

Asana с ее вдумчивостью может показаться слишком медлительной на фоне стартапов, живущих по принципу «двигаемся быстро, круша всё на своем пути», но это ложная дихотомия, объясняет Розенштейн: «Фаундеры заявляют, что у них нет времени как следует осмыслить, куда они идут, потому что они слишком заняты тем, что делают. Но путешественник, который сверяется с компасом, в конечном счете выбирает более прямую дорогу». И в качестве доказательства предъявляет показатели компании: 35 тыс. клиентов, выручка компании растет на 80% в год, объем продаж в 2017 году составил $60-90 млн, а капитализация в последнем раунде — $900 млн.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Корпоративный дзен: как построить бизнес стоимостью $900 млн, руководствуясь буддистскими принципами.