Безусловно, Иван Алексеевич Бунин – великий литератор конца XIX начала XX века. Мы знаем, что над своими произведениями, он как никто другой работал кропотливо и скурпулезно, выверяя каждое слово, добиваясь от него определенного звучания. Для его прозы характерна не только особая музыка звучания, но и вполне видимая действительность, создаваемая его мастерским словом.
Прозу Иван Алексеевич Бунин начал писать с малых лет, уже восхищаясь яркими природными оттенками.
“Моя писательская жизнь началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки.
Среда была своя, особая, деревенская: ребятишки-пастушата, молодежь, старики. Всех наблюдал будущий писатель, и когда принимался изображать их, то каждому дарил частицу самого себя, и к каждому подходил “изнутри”.
И. Бунин в путешествиях искал не только удовлетворение своей потребности во всё новых и новых рефлекторных впечатлениях, но и родственную своей телесности природную «тональность», ту, которая, выражая эмоциональное восприятие Бунина-человека, современники называли «холодностью», «отсталостью», «бесстрастностью». В бунинском повествовании объективируется метафорическое бытийное, чувственно-страстное видение мира и человека в их природно-предметной выразительности. Бунинский герой всегда существует в специфической авторской повествовательной атмосфере, состоящей из запахов, звуков, освещённости, деталей природно-предметного мира.
Чем обильней, изощрённей описание мира в его красках, звуках, запахах, тем меньше количество информации может быть усвоено читателем. Эти описания невозможно запомнить так, как сюжетное движение или последовательность эмоционального состояния героя или субъектов речи.
Ивана Алексеевича Бунина конечно вдохновляла и цветовая палитра. Обратимся к примеру к одному из фрагментов рассказа «Антоновские яблоки».
«Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что казалось, и конца не будет ясным дням. Она делала дали тёмно-голубыми, небо чистым и кротким. Тогда можно было различать самый отдалённый курган в степи на открытой и пространной равнине жёлтого жнивья. Осень убирала и берёзу в золотой убор, а берёза радовалась и не замечала, что недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна, и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев».
В этом эпизоде преобладает жёлтый цвет, автор также использует цветовую гамму осенней картины. И. Бунин использует множество эпитетов, которые насыщают картину цветовыми оттенками: «светлая и тихая», «ясные дни», «небо чистое и кроткое», «вся сияла», «озарённая из-под низу». Эти эпитеты создают тёплую и нежную осень. Автор выбирает слова, как «кроткое небо», «светлая», «чистая» и так далее. Некоторые из этих эпитетов мы употребляем только тогда, когда говорим о человеке, а автор говорит о небе. Он считает его чистым, нежным и живым, то есть использует приём олицетворения. Основной фон цвета мы видим при помощи слов «жнивьё», «берёза», «осень». «листья». Писатель не только расцвечивает картину в золотые цвета, но и создаёт ощущение спокойствие при помощи эпитетов и олицетворений: «мирно и спокойно», «ясные дни», берёза радовалась и не замечала», «она была счастлива, покорна и вся сияла». Осень – это время года, когда природа засыпает, краски её тускнеют, а автор показывает, насколько красива осень, какие тёплые чувства она вызывает, как согревает душу, хотя само слово «осень» и представление о ней нам кажется холодным, грустным.
Зрительное восприятие очень наполняет произведения Ивана Алексеевича. Наиболее ярким в этом плане, на мой взгляд, является сборник ранних рассказов «Тень птицы». Это цикл рассказов о путешествии по странам Востока. Они своеобразны по жанру, сочетают в себе дневниковые записи – описание городов, древних развалин, памятников искусства, пирамид, гробниц и легенды древних народов, экскурсы в историю их культуры, в историю расцвета и гибели царств.
Меня занимает душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина”, – говорит он.
Тридцать четыре года Бунин прожил под чужим небом, в чужой стране. Среди всех войн, всех революций Бунин остается Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с его Родиной. Все его произведения проникнуты любовью к ней, к Родине, которую он знал изнутри, как никто другой.
Жизнь в эмиграции была мукой для него. А вернувшись в нашу страну, он сказал, что дома даже цветы пахнут по-другому…
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Что вдохновляло Бунина?!.