– Ты в курсе, что в школьную программу планируют добавить уроки финансовой грамотности? – спросила мама, заглядывая в комнату и вытирая руки об фартук.
– Видел новость, – отозвался папа, не отрываясь от телефона. – Но идея, на мой взгляд, обречена на провал.
– Почему же? – удивилась мама, присаживаясь рядом. – Ты же сам занимаешься с Мироном, и ему это нравится.
– Потому что учить некому, – папа наконец отложил гаджет. – К тому же, дети в принципе не любят скучные уроки. Во-первых, они отвлекают от действительно интересных вещей – игр, мультиков, общения. Во-вторых, ребёнок не понимает, как эта информация пригодится лично ему. И в-третьих, самый главный принцип – дети учатся на живых примерах, а не на сухой теории. Вот, смотри...
Папа встал и жестом пригласил маму последовать за ним в мою комнату.
Диалог поколений: детский взгляд на деньги
– Мироша, – обратился ко мне папа, стараясь привлечь моё внимание. – Скажи честно, почему тебе интересно то, что я рассказываю про деньги и финансы?
– Потому что я хочу стать обеспеченным человеком, – выпалил я, застигнутый вопросом врасплох.
Ответ был простым и честным. Мы с папой уже не раз обсуждали, что значит «быть богатым» и для чего это нужно.
– Опять вы со своим «богатством», – скептически покачала головой мама. – Зачем с детства забивать голову деньгами? Пусть дети наслаждаются детством. Финансы – это наша, родительская, забота.
– Именно так рассуждает большинство людей, – папа, как всегда, начал оперировать статистикой, что обычно предвещало жаркую дискуссию.
– Дело не в абстрактном «богатстве», – папа говорил всё увереннее. – А в том, что деньги – это ключевой ресурс современного мира. А финансовая грамотность – это базовый навык управления этим ресурсом, такой же важный, как умение читать или считать.
Я знал, что он скажет дальше. Мы уже не раз говорили на эту тему, и я полностью разделял его точку зрения. Решив блеснуть эрудицией, я вступил в разговор, чтобы показать, что могу рассуждать наравне со взрослыми.
– Мам, папа прав. Многие думают, что финансовая грамотность – это про сложные термины, биржи, кредиты и инвестиции. Но всё это лишь инструменты, как буквы в алфавите. Можно выучить все буквы, но так и не научиться грамотно писать. Так и с финансами: знать инструменты – это одно, а уметь ими пользоваться в жизни – совсем другое.
– Всему своё время, – не сдавалась мама. – Освоишь эти премудрости, когда вырастешь.
– Но тогда может быть уже поздно! – я был готов к этому возражению. – Всё, что мы видим и слышим в детстве, особенно в семье, формирует наши привычки и установки на всю жизнь. Ты же согласна?
– Пожалуй, ты прав... – мама задумалась.
Урок из жизни: почему важно учиться на чужих ошибках
– Помнишь, вчера был дядя Игорь? – решил я привести железный аргумент. – Вы разговаривали на кухне, и я слышал, как он жаловался, что его уволили, а кредиты за машину и телефон платить нечем. Папа спрашивал его про «финансовую подушку», но дядя Игорь только отмахнулся. Он сказал, что никогда не откладывал и живёт одним днём.
– А представь, если бы ему в детстве объяснили, к чему приводит такая жизнь, – я сделал многозначительную паузу. – У него бы сейчас не было этих проблем.
Родители переглянулись. Папа с трудом сдерживал улыбку, а мама, кажется, хотела сменить тему, сделав мне замечание за подслушивание. Я поспешил продолжить.
– Нас учат музыке, рисованию, природоведению. Это, конечно, развивает. Но скажи честно: как часто в обычной жизни тебе нужны эти навыки?
Интересное: Финансовые ошибки детей.
А с чем человек сталкивается каждый день без исключения? С рисованием или с деньгами?Мама глубоко вздохнула. Воодушевлённый, я продолжил свою «лекцию»:
– Вся наша жизнь построена вокруг денег. Чтобы поесть – нужно купить продукты. Хочешь игрушку – плати. Поход в кино, парк, на картинг – везде нужны деньги. Даже наше настроение, отношения в семье и уверенность в себе часто зависят от того, есть ли финансовые проблемы. Согласись, мам, взрослые иногда срываются на детей просто потому, что устали от денежных забот.
Мама снова вздохнула: – Мироша, я понимаю, что это важно. Просто я не хочу, чтобы ты считал, что деньги – это главное в жизни.
– Конечно, нет, мамочка, – я подошёл и обнял её. – Деньги – это всего лишь инструмент. Но с его помощью можно сделать много хорошего: помочь больным детям, поддержать пожилых людей, развивать науку...
– Главное, чтобы ты был счастливым, – прошептала мама своё любимое и такое тёплое пожелание.
– Обязательно буду, – я поцеловал её в щёку. – И я точно знаю, что счастье не в деньгах, но когда с финансами всё в порядке, быть счастливым гораздо легче.
Папа рассмеялся. Ему явно нравился ход беседы. Он украдкой показал мне одобрительный жест и решил подвести итог.
Главное препятствие: отсутствие личного примера
– Итак, – начал папа своей любимой вводной фразой, означавшей, что все аргументы приведены. – Деньги – важнейший ресурс. Умение им управлять – финансовая грамотность. И честно говоря, печально, что этому не учат с первого класса наравне с математикой.
– Но тогда почему ты сказал, что в школе это «не полетит»? – вспомнила мама начало разговора.
– Потому что дети не станут слушать того, кто сам не следует своим советам. Представь, что дядя Игорь стал учителем и вёл бы уроки финансовой грамотности. При этом сам бы жил в долг, без сбережений и с маленькой зарплатой. Стали бы дети ему верить?
Маме, видимо, стало неловко за знакомого, и она попыталась возразить:
– Но так живёт большинство людей. Ты же сам любишь эту цифру.
– Верно, живут. Но разве это хорошо? – в глазах папы загорелся азарт. – А может, причина как раз в том, что им в детстве никто не объяснил азов финансов. И проблема школы в том, что многие учителя сами относятся к этим 90%. Они дают детям те знания, которые когда-то получили сами.
– Так кто же тогда должен учить детей этой премудрости? – мама обняла меня сзади.
– Идеально – родители. Или те, кто уже применяет эти принципы на практике и добился результатов, – сделал акцент папа.
Мама снова вздохнула: – Но не каждый взрослый умеет объяснить сложные вещи простыми словами. Ты же сам набил немало шишек, прежде чем научился говорить с Мироном на одном языке.
– Согласен, – кивнул папа. – Это действительно нетривиальная задача.
Неожиданное решение: учителя-ровесники
И тут меня осенила блестящая идея. Я буквально подпрыгнул на месте: – А что, если учить будут... сами дети?
Родители замерли на секунду.
– Гениально! – первым пришёл в себя папа. – Это же идеально! Вот Мирон, например, может делиться тем, что уже знает и делает сам!
– Практика и личный пример, – с деловым видом заключил я, загораясь своей же идеей.
– Практика и личный пример, – повторил папа, смеясь и потрепав меня по голове.
– А теперь, мой юный финансист и пример для подражания, покажи-ка дневник. Все ли уроки на завтра сделаны? – мама, как всегда, мастерски вернула нас с небес на землю.
Интересное еще здесь: Финансы.
Кто научит детей Финансовой грамотности.