DoorDash выходит на IPO: лидер рынка доставки еды в США готовится к публичному размещению

13 ноября 2020 года компания DoorDash, один из ключевых игроков на рынке доставки еды в США, подала заявку на первичное публичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером DASH. Организация сотрудничает с подавляющим большинством крупных ресторанных сетей страны, а ведущими андеррайтерами размещения выступают инвестиционные гиганты Goldman Sachs и J.P. Morgan.

Скромное начало и амбициозные планы

История DoorDash началась 12 января 2013 года с запуска простого веб-сайта, который агрегировал меню ресторанов Пало-Альто в Калифорнии. Первый заказ был выполнен в течение нескольких часов после старта. Основатели компании, прежде чем запустить сервис, провели исследование, выявив главную проблему малого бизнеса за пределами Нью-Йорка — отсутствие надежных служб доставки. Изначально фокус был на доставке еды, однако стратегическое видение компании гораздо шире. DoorDash планирует развиваться в трех ключевых направлениях: создание универсальной логистической платформы по запросу для доставки любых товаров; предоставление комплексных услуг для торговых точек, включая привлечение клиентов, аналитику и поддержку; и развитие программы лояльности DashPass с подпиской на неограниченную доставку.

Масштабы бизнеса и лидерство на рынке

На сегодняшний день экосистема DoorDash объединяет огромное количество участников: более 390 тысяч ресторанов и магазинов, свыше 18 миллионов постоянных клиентов и армию из более чем 1 миллиона курьеров (Dashers) в США, Канаде и Австралии. С момента основания платформа помогла партнерам-продавцам заработать совокупно более $19 млрд, пользователи сделали свыше 900 миллионов заказов, а курьеры получили выплат на сумму более $7 млрд. Согласно данным Second Measure, DoorDash является бесспорным лидером рынка доставки еды в США, контролируя 49% продаж по итогам сентября 2020 года, что более чем в два раза превышает доли ближайших конкурентов — Uber Eats (22%) и GrubHub (20%). К моменту подачи заявки на IPO компания привлекла $2,5 млрд инвестиций, а ее последняя частная оценка составляла $16 млрд.

Потенциал роста и финансовая динамика

Компания оценивает общий адресный рынок для своих услуг в более чем $300 млрд, в который, помимо доставки еды, входят логистика и другие смежные сервисы. Среди основных конкурентов DoorDash выделяет не только специализированные сервисы вроде Uber Eats, Grubhub и Postmates, но и традиционные сети, такие как Domino's.

Финансовые показатели компании демонстрируют взрывной рост. Как отмечают аналитики ИК «Фридом Финанс», выручка DoorDash в 2019 году выросла на 204%, а за первые девять месяцев 2020 года темпы роста ускорились до 226%. При этом компания демонстрирует значительный прогресс в повышении операционной эффективности: убыток по показателю EBIT (операционная прибыль до вычета процентов и налогов) сократился с -72% от выручки в 2018 году до всего -7% за 9 месяцев 2020 года. Этот результат достигнут за счет оптимизации ключевых статей расходов: себестоимость услуг снизилась с 78% до 47% от выручки, затраты на продажи и маркетинг (S&M) — с 46% до 32%, расходы на исследования и разработки (R&D) — с 18% до 6%, а общехозяйственные и административные расходы (G&A) — с 27% до 18%.