Бизнес-процессы: что это такое, как их построить и внедрить

Чтобы отладить работу бизнеса, ввести CRM-системы и просто облегчить коммуникацию внутри компании, нужно разобраться в бизнес-процессах предприятия.

Что такое бизнес-процессы

То, как участники бизнеса влияют друг на друга, как взаимодействуют, проводят отчет и организуют работу — и есть бизнес-процесс.

Бизнес-процессы: что это такое, как их построить и внедрить

Для чего нужны бизнес-процессы

Понимание бизнес-процессов помогает анализировать работу компании и находить возможности для развития.

Основные характеристики

Основные черты бизнес-процесса:

  • Обязательно участие нескольких людей.
  • Даже если работает один человек, то неявно участвуют и другие.

Про распространенные мифы о бизнес-процессах читайте на нашем сайте.

Виды бизнес-процессов

В одной компании проходит много видов бизнес-процессов.

Основные

Это именно те действия, с помощью которых мы получаем прибыль. Например, непосредственная продажа продукта.

Обеспечивающие процессы

Чтобы предприятие выполняло свои основные задачи, требуется много дополнительных действий. К ним относятся поставки сырья и комплектующих, обеспечение электрической энергией и многое другое.

Процессы развития

С их помощью совершенствуется работа, создаются новые товары и услуги.

Процессы управления

Включают людей, которые следят за деятельностью компании, управляют ею.

Бизнес-процессы: что это такое, как их построить и внедрить

Что такое описание бизнес-процессов

Чтобы сделать анализ, важно детально описать работу каждой структуры компании. Описание составляют для регламентации действий, чтобы найти и устранить недостатки в системе компании, в работе и коммуникации структур.

Перед описанием нужно внимательно изучить работу каждого сотрудника. Это можно сделать по такой схеме:

  • определить, какие работники участвуют в рассматриваемом деле и записать информацию;
  • подробно описать действия работника;
  • отметить, какие результаты были получены;
  • определить ситуации, где есть проблемы, и руководителю требуется ее решить. Каждая должна быть подробно описана с вариантами причин.

Зачем моделировать БП

Моделировать бизнес-процессы нужно, потому что:

  • Подробное описание работы компании в графическом или текстовом виде поможет провести анализ, найти и устранить слабые места.
  • Информация получается наглядной и понятной. Графические изображения позволяют руководителю оценить происходящее и принять важное решение.

Как описывать

При описании придерживаются нескольких принципов:

  • Записи должны быть лаконичными.
  • Описания должны нести законченный характер.
  • При описании рекомендуется использовать только общепринятые обозначения, понятные большинству людей.
  • Важно указать всех сотрудников и их роль.
  • Нужно писать просто и понятно.

Пример описания БП смотрите на нашем сайте.

Этапы разработки БП

Чтобы начать работать с БП, нужно составить план. В плане важно отразить такие этапы:

  • Подготовка.
  • Алгоритм.
  • Итоги.
Бизнес-процессы: что это такое, как их построить и внедрить

Правила внедрения бизнес-процессов

Внедрение бизнес-процессов – это перевод работы сотрудников компании с существующего алгоритма работы на более эффективный.

Планирование

Необходимо провести планирование всех БП на предприятии, изучить их эффективность и правильно выстроить коммуникации, обдумать стратегию и определить цели деятельности.

Анализ

Бизнес-процессы тоже нужно анализировать и корректировать, если они недостаточно эффективны.

Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами — это анализ и регулирование БП. Описание составляют, чтобы управлять процессами и совершенствовать их. Когда находят недочет, внедряют новую систему действий — составляют бизнес-стандарт. В нем прописывают последовательность работы и время, которое человек должен на нее потратить. Руководитель рассматривает, как реализуется стандарт, и со временем может внести дополнительные изменения — так происходит управление бизнес-процессами.

Автоматизация управления бизнес-процессами

Автоматизация подразумевает, что в работу вводят ПО. Для этого чаще всего используют CRM-системы — это программы, предназначенные для сбора и анализа информации.

Анализ бизнес-процессов

Анализ сделает работу более эффективной. Если его не проводить, то каждый сотрудник будет поступать так, как он сам видит свои задачи.

Обычно контролем и анализом бизнес-процессов занимается специальный сотрудник — Project Manager. Именно он описывает бизнес-процессы и составляет графики.

Оптимизация

Оптимизация — это постоянное совершенствование всех аспектов бизнес-процессов, в том числе, плана описания и управления. Любые изменения, внешние и внутренние, могут влиять на эффективность работы, потому коррективы нужно вносить постоянно.

Оптимизацией нужно заняться обязательно, когда:

  • компания стала больше;
  • нужно повысить качество товара;
  • конкуренция стала больше;
  • какой-то процесс проседает;
  • нужно сократить сотрудников.

Заключение

Если тщательно узнавать и анализировать все бизнес-процессы компании, то можно сделать свою продукцию лучше, а коммуникацию сотрудников — приятнее и продуктивнее.

Подробнее о бизнес процессах вы можете прочитать на нашем сайте.