Чтобы отладить работу бизнеса, ввести CRM-системы и просто облегчить коммуникацию внутри компании, нужно разобраться в бизнес-процессах предприятия.
Что такое бизнес-процессы
То, как участники бизнеса влияют друг на друга, как взаимодействуют, проводят отчет и организуют работу — и есть бизнес-процесс.
Для чего нужны бизнес-процессы
Понимание бизнес-процессов помогает анализировать работу компании и находить возможности для развития.
Основные характеристики
Основные черты бизнес-процесса:
- Обязательно участие нескольких людей.
- Даже если работает один человек, то неявно участвуют и другие.
Про распространенные мифы о бизнес-процессах читайте на нашем сайте.
Виды бизнес-процессов
В одной компании проходит много видов бизнес-процессов.
Основные
Это именно те действия, с помощью которых мы получаем прибыль. Например, непосредственная продажа продукта.
Обеспечивающие процессы
Чтобы предприятие выполняло свои основные задачи, требуется много дополнительных действий. К ним относятся поставки сырья и комплектующих, обеспечение электрической энергией и многое другое.
Процессы развития
С их помощью совершенствуется работа, создаются новые товары и услуги.
Процессы управления
Включают людей, которые следят за деятельностью компании, управляют ею.
Что такое описание бизнес-процессов
Чтобы сделать анализ, важно детально описать работу каждой структуры компании. Описание составляют для регламентации действий, чтобы найти и устранить недостатки в системе компании, в работе и коммуникации структур.
Перед описанием нужно внимательно изучить работу каждого сотрудника. Это можно сделать по такой схеме:
- определить, какие работники участвуют в рассматриваемом деле и записать информацию;
- подробно описать действия работника;
- отметить, какие результаты были получены;
- определить ситуации, где есть проблемы, и руководителю требуется ее решить. Каждая должна быть подробно описана с вариантами причин.
Зачем моделировать БП
Моделировать бизнес-процессы нужно, потому что:
- Подробное описание работы компании в графическом или текстовом виде поможет провести анализ, найти и устранить слабые места.
- Информация получается наглядной и понятной. Графические изображения позволяют руководителю оценить происходящее и принять важное решение.
Как описывать
При описании придерживаются нескольких принципов:
- Записи должны быть лаконичными.
- Описания должны нести законченный характер.
- При описании рекомендуется использовать только общепринятые обозначения, понятные большинству людей.
- Важно указать всех сотрудников и их роль.
- Нужно писать просто и понятно.
Пример описания БП смотрите на нашем сайте.
Этапы разработки БП
Чтобы начать работать с БП, нужно составить план. В плане важно отразить такие этапы:
- Подготовка.
- Алгоритм.
- Итоги.
Правила внедрения бизнес-процессов
Внедрение бизнес-процессов – это перевод работы сотрудников компании с существующего алгоритма работы на более эффективный.
Планирование
Необходимо провести планирование всех БП на предприятии, изучить их эффективность и правильно выстроить коммуникации, обдумать стратегию и определить цели деятельности.
Анализ
Бизнес-процессы тоже нужно анализировать и корректировать, если они недостаточно эффективны.
Управление бизнес-процессами
Управление бизнес-процессами — это анализ и регулирование БП. Описание составляют, чтобы управлять процессами и совершенствовать их. Когда находят недочет, внедряют новую систему действий — составляют бизнес-стандарт. В нем прописывают последовательность работы и время, которое человек должен на нее потратить. Руководитель рассматривает, как реализуется стандарт, и со временем может внести дополнительные изменения — так происходит управление бизнес-процессами.
Автоматизация управления бизнес-процессами
Автоматизация подразумевает, что в работу вводят ПО. Для этого чаще всего используют CRM-системы — это программы, предназначенные для сбора и анализа информации.
Анализ бизнес-процессов
Анализ сделает работу более эффективной. Если его не проводить, то каждый сотрудник будет поступать так, как он сам видит свои задачи.
Обычно контролем и анализом бизнес-процессов занимается специальный сотрудник — Project Manager. Именно он описывает бизнес-процессы и составляет графики.
Оптимизация
Оптимизация — это постоянное совершенствование всех аспектов бизнес-процессов, в том числе, плана описания и управления. Любые изменения, внешние и внутренние, могут влиять на эффективность работы, потому коррективы нужно вносить постоянно.
Оптимизацией нужно заняться обязательно, когда:
- компания стала больше;
- нужно повысить качество товара;
- конкуренция стала больше;
- какой-то процесс проседает;
- нужно сократить сотрудников.
Заключение
Если тщательно узнавать и анализировать все бизнес-процессы компании, то можно сделать свою продукцию лучше, а коммуникацию сотрудников — приятнее и продуктивнее.
Подробнее о бизнес процессах вы можете прочитать на нашем сайте.