Поражение в Первой мировой войне обрушило на Германию череду тяжелейших экономических проблем. Наиболее катастрофическим их следствием стала гиперинфляция, которая в буквальном смысле превратила национальную валюту — марку — в ничего не стоящую бумагу. Парадоксально, но именно в этот период страна стала невероятно привлекательной для туристов из-за рубежа. В чём же заключались причины этого феномена и как он был устроен?
Отказ от золотого стандарта и спираль инфляции
Корни кризиса уходят в военные годы. Чтобы финансировать военные расходы, Германия уже в 1914 году отказалась от золотого стандарта, который ограничивал эмиссию денег объёмом золотого запаса. Это позволило правительству запустить печатный станок. Дополнительно деньги изымались у населения через выпуск военных облигаций — люди верили в победу и рассчитывали на возврат средств с процентами. Кайзер Вильгельм II рассматривал войну как коммерческое предприятие, планируя покрыть расходы за счёт контрибуций с побеждённых стран. Однако история распорядилась иначе: монархия пала, Германия проиграла, а на неё были наложены колоссальные репарации.
Обвал марки и жизнь в условиях безумия
Массовая эмиссия привела к росту цен. Внутри страны правительство пыталось сдерживать инфляцию карточной системой и фиксированными ценами, но курс марки на международном рынке стремительно падал. После 1920 года инфляция вышла из-под контроля. Печатные станки работали без остановки, выпуская астрономические суммы. В обращении находилось почти 500 квинтиллионов марок, появились банкноты номиналом в миллиарды и триллионы.
Сбережения, пенсии и государственные выплаты обесценились мгновенно. Ситуацию можно сравнить с получением в современной России зарплаты в 120 советских рублей. Для тех, кто помнит лихие 90-е в России, картина будет понятна, хотя масштабы немецкой гиперинфляции были несопоставимо больше.
Деньги потеряли ценность настолько, что ими топили печи, дети делали из них воздушных змеев и аппликации, а купюры печатали на одной стороне для экономии. В обиход вернулся бартер, что выгодно отличало положение крестьян, обладавших реальными товарами. Рабочим зарплату стали выдавать дважды в день, чтобы они могли потратить её до очередного скачка цен.
Рай для обладателей твёрдой валюты
На этом фоне доллар США и британский фунт, всё ещё привязанные к золоту, выглядели бастионами стабильности. Их покупательная способность в Германии стала фантастической. За тысячу долларов можно было купить несколько домов в Берлине. Страну скупали за бесценок.
Именно это и создало феномен «туристического рая». Иностранцы, приезжавшие с относительно скромными по меркам их стран сбережениями, в Германии чувствовали себя миллионерами. Они могли позволить себе роскошные отели, изысканные рестораны, путешествия в первом классе. Таким образом, на фоне тотального национального кризиса туристическая отрасль переживала невиданный бум.
Для самих немцев стабильный доход приносила только сфера обслуживания туристов и экспорт, но лишь в том случае, если расчёты велись в твёрдой валюте. Выход из катастрофы стал возможен только после денежной реформы 1923 года и смягчения условий репараций странами Антанты.
Денежная реформа и её последствия
Новой валютой стала рентная марка, обеспеченная не золотом, а ипотечными обязательствами промышленников и землевладельцев. Это стабилизировало финансовую систему, но глубокие социальные травмы, нанесённые гиперинфляцией, остались. Обесценивание сбережений среднего класса, нищета и чувство национального унижения стали питательной средой для реваншистских настроений. Этот опыт во многом подготовил почву для прихода к власти Адольфа Гитлера, который отказался от выплаты репараций и повёл страну к новой мировой войне.
Обратите внимание: 10 причин, почему вы не добивайтесь цели.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: После окончания Первой мировой войны в Германии возникшая гиперинфляция, зато страна стала раем для туристов из других стран – почему и как.