Ситуация, когда долгожданный отпуск срывается дважды подряд, стала печальной реальностью для многих туристов в период пандемии. Люди планируют путешествие, оплачивают его, затем переносят из-за ограничений, но и в новую дату поездка не состоится, а туроператор затягивает с ответом. Как действовать в таком случае и добиться возврата средств?
Реальная история туриста
В редакцию поступил вопрос от читателя: «В декабре 2019 года я заключил договор с турагентом “Слетать.ру” на поездку в Турцию от туроператора “Пегас” на июнь 2020 года. Тур был полностью оплачен. Из-за пандемии поездка сорвалась, и оператор предложил перенести её на июнь 2021 года, на что я согласился. Однако и в июне 2021 года вылеты были отменены. Я отправил претензию с требованием вернуть деньги и расторгнуть договор. Турагент ответил, что переслал претензию туроператору и сообщит, когда будет ответ. Прошло уже больше 10 дней. Сколько ещё ждать и в какие сроки должны вернуть деньги?»
Особые правила для туров, купленных до пандемии
Для регулирования подобных споров Правительство РФ утвердило специальное Положение (Постановление № 1073 от 20 июля 2020 г.). Оно касается договоров, заключённых до 31 марта 2020 года, с датами поездок в 2020 или 2021 году.
Согласно этим правилам, туроператор был обязан либо организовать оплаченную поездку, либо предложить равнозначный тур до 31 декабря 2021 года. Равнозначность означает полное совпадение программы, маршрута, условий проживания (категория отеля), питания, перевозки и дополнительного сервиса.
Важный нюанс: требовать с туриста доплату за равнозначный тур категорически запрещено.
Обратите внимание: Хочешь разбогатеть, но не знаешь где взять деньги? Научись экономить уже сейчас! Используй эти 25 способов.
Если туроператор решил заменить тур, он должен был направить туристу официальное уведомление об этом до 22 сентября 2020 года. Если уведомление отправлено не было, деньги за тур должны были быть возвращены клиенту до 31 декабря 2020 года.
Право на возврат денег: общие основания и сроки
Право туриста на отказ от путевки и возврат средств закреплено в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» и Законе «О защите прав потребителей».
Если клиент не согласен на замену тура, он вправе расторгнуть договор. По правилам Постановления № 1073, в этом случае туроператор обязан вернуть деньги до 31 декабря 2021 года.
Ускоренный возврат (в течение 90 дней) предусмотрен для льготных категорий туристов, если:
— заказчик тура достиг возраста 65 лет;
— после 23 июля 2020 года турист оказался в трудной жизненной ситуации (установлена инвалидность, болезнь продолжительностью более двух месяцев подряд, потеря работы).
Порядок действий для возврата средств
1. Направьте письменную претензию с чётким изложением мотивов отказа. Передать её нужно тому, с кем заключался договор: туроператору (организатору тура) или турагенту (посреднику).
2. Срок рассмотрения претензии по закону составляет 10 дней с момента её получения.
3. Если в течение 10 дней ответ не поступил, получен отказ или предложена неудовлетворительная сумма компенсации, следующим шагом становится обращение в суд.
Решение для нашего случая и общие рекомендации
Вернёмся к истории читателя, который так и не улетел в Турцию. Его ситуация типична, и её анализ поможет многим.
Если туроператор не направил своевременное уведомление о переносе поездки, оплаченной в 2019 году, то деньги должны были вернуть ещё до 31 декабря 2020 года. Поскольку этого не произошло, теперь применяется общий срок по Закону «О защите прав потребителей» — 10 дней с момента предъявления туристом требования о возврате.
Если же уведомление о переносе было направлено в срок, то крайний срок для возврата денег по правилам — до 31 декабря 2021 года. Однако это не лишает туриста права обратиться в суд раньше этого срока, особенно если на претензию в течение 10 дней не ответили или возник спор о сумме возврата.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: Как вернуть деньги за отмененную дважды поездку?.