Сразу хочу оговориться, как и в случае с рекомендациями для сценаристов вирусного контента, настоящая статья посвящается востребованному жанру. А не спекуляциям на громких медийных именах и событиях из жизни популярных стендаперов. Есть у меня уверенность в том, что некоторое понимание задач и структуры стендапа, конкретные советы по композиции монологов помогут людям пишущим (т.н. «хомо шрайбикус») гораздо больше, чем +100500-е освещение очередного «желтого» скандала.

Стендап - это искусство, и очень интересное. (Изображение иллюстративно; источник: Яндекс.Картинки)

Далее преамбула будет небольшой, но патриотичной. Когда встречаешь утверждение, что стендап - дело «забугорное», имеешь право усомниться. Ведь жанр-то эксплуатационный, направленный на живую реакцию зрителя. Иногда быстро устаревающий, если тема моментна, иногда поражающий игрой в долгую. Юморист (комик, сатирик), стоя на сцене, произносит монолог, не просто заигрывающий с публикой. А понятный ей по сути, близкий по содержанию. Катализатор реальных эмоций, при этом исполнитель не делает ничего чисто комического. Не падает по-чаплински, не меняет масок, как в театре Райкина, далек от гротеска Бенни Хилла или фарса в духе Фантоцци. Однако аудитория органично проживает, казалось бы, ничем не примечательный номер. Где мы это точно видели? Да в собственном телевизоре. Плеяду авторов-исполнителей, вышедших из советского культурного слоя, и сегодня перечитываем-пересматриваем. Оцените внимание пользователей видеохостингов, социальных сетей к выступлениям Жванецкого, Арканова, Задорнова.

Узнаем больше

Так что давнее «явление стендапа» трансгранично. Другое дело, что американская модель сегодня задает жанровую интонацию. Подражателей ей, конечно, легион и в Европе, и в России. Но Луи Си Кей от этого не в проигрыше, а вот имитаторы - частенько. Поэтому сильнейшие стендаперы, касаясь всех общих вопросов о тленности бытия, раскрываются именно на ментальной специфике. Действительно, говорят на одном языке со зрителем.



Однако возрождение жанра в России за последнюю «пятилетку» произошло под влиянием западного ракурса. И этот ракурс, со всеми цветами его расово-гендерного спектра, оттенками политической свободы, мазками толерантности и (не)бытовых конфликтов, активно заимствовался. Сейчас же, под схлынувшей волной стереотипов «о чем шутить?», требования к строго прозападным маркерам снизились. Но запрос на жанр нисколько не упал. Появились категории лидеров и даже апологетов, нишевых исполнителей, перспективных новичков. И для всех одинаково важно выделиться из своей среды, взять стилистической уникальностью материала, свежестью подачи фактов, креативом, парадоксами аргументации. Поэтому и коммерческих заказов на монологи, предложений «написать шутки для стендапа» достаточно. Талантливых сценаристов ищут и агенты крупных в индустрии имен, и рекрутеры студий или проектов, и артисты, не близкие к авторству, но желающие выступать на сцене... Словом, скауты бывают разные, очень уж велик интерес к направлению.

Итак, попробуем разобраться в общих правилах стендапа. Используя наш принцип утилитарных обобщений, назовем их «правилами человека-стиральной машинки».

Вот такая визуализация. (Изображение иллюстративно; источник: Яндекс.Картинки)

Правило 1: Реализм. Замачиваем прямо грязное белье прямо в чистой воде с нужными добавками. Помним, что событийный или философский, тонко-остроумный или сатирически бьющий наотмашь монолог для стендапа гиперреалистичен. Даже если вы впишете внутрь фантасмагорию, утопию (скорее, антиутопию), маниловскую мечту, вы построите этот поворот на дне текущем.

Правило 2: Подбор слов и выражений. Отстирываем, удаляем пятна. Любой стендапер всегда эксплуатирует определенный образ. При всем масштабировании жанра, где неожиданные переходы часто служат комическому и «космическому» эффекту, паренек из технаря не должен претендовать на знание отличий между барокко и рококо.

Обратите внимание: Интернет-магазин отменил приобретенный заказ и не возвращает деньги! Как быть?.

Это не значит, что он не способен их различить. Но с комбинированием образов нужна аккуратность, тщательная обыгранность любых «каминг-аутов». Жаль одного: нынешний максимум такого паренька бесхлопотно сводится к нецензурной брани в зашкварных количествах. И напрасно, потому что он важен людям сам по себе, а вопросы, которые он поднимает, глубже упрощенной до примитива социальной роли. Регулярное «облегчение» задач героя прямо на сцене съедает образ постепенно, однако неуклонно. Тут на первый план выступают задачи сценаристов: не надо никакого менторства, и пусть он выругается естественно, раз это нужно для разрядки аудитории, но говорить сплошь площадной бранью - безнадежно для самой повестки, создающей артиста стендапа.

Правило 3: Идем от разумного к смешному. Обязательно отжимаем, разбираем и сушим белье. Всегда разумны истоки ситуации, в которые попадает герой, корни проблемы, идеи и идеалы. Смешны варианты развития событий, нестандартные решения, нетривиальные поступки. Смешно должно быть обязательно, всё же до риторики глубоких стендапов, продуманных экспромтов надо еще дожить. Сценаристам, исполнителям, публике - всем вместе - такие эксперименты могут и не зайти. Есть риск «пересушить».)

Потренируемся

Неспроста в заголовке дан фидбэк к Чехову, его публицистической юмореске «Рыбье дело». Помощь Антона Павловича в родном юморе неоценима. Возьмем формат женского стендапа, здесь всегда понятнее вроде «жидкий вопрос», так как быта много - благодарности мало. Зато реализм налицо, подбор слов и выражений тоже многообещающий. А вот «густота трактата» будет зависеть от толщины линии, прочерченной от разумного к смешному.



Начало примера. Итак, всем привет, вышла я вчера вечером в магазин. Это ж только в интернетах все женщины вечерами занимаются собой, а я займусь собой глубокой ночью. Умоюсь, значит. Но вместе с интернетом, там напоминалка везде стоит - умыться. Ладно, прихожу в магазин, а там... Всё - как обычно. Аж бесит: молоко уже завтрашнее, хлеб - позавчерашний. У кассы две лампочки не горят, зато маникюр у кассирши прям гипноз вызывает, мелькает, как двадцать пятый кадр. Покупки мои наполовину - мимо пакета. «Что вы хотите, не видите, темно», - это она мне говорит. Охранник вообще спит, маска до глаз натянута. Я у этого ниндзи спрашиваю, чего темно-то у кассы. Он там всхрапнул, в маске, и говорит голосом мужа: «Потому что спать давно пора, а не по магазинам таскаться». Аж вздрогнула. Выхожу с пакетом, вся на один бок перекосилась, и думаю: можно мне за мои деньги идеальный магаз?! Там бы было так...

А как бы там было, дорогие друзья? Если кратко, как этот простой и очень жиденький набор слов сделать гуще по смыслам? Думаю, это что-то про всю нашу жизнь или нет? Еще и рассмешить бы надо, в идеале.)

Буду рада любым вашим мнениям и откликам в комментариях! Приходите пообщаться. А здесь - встреча с паранормальным от автора: https://t.me/yxasy

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Стендап на заказ: пишем «густой трактат по жидкому вопросу».



Закрыть ☒