Афера века в мире искусства: как подделки уличного художника принесли $80 млн

История арт-дилера Глафиры Розалес раскрывает механизмы заработка миллионов на поддельных картинах и показывает, к каким последствиям может привести разоблачение подобной аферы.

В 2011 году мир искусства потряс громкий скандал, центральной фигурой которого стала арт-дилер Глафира Розалес. Её обвинили в продаже десятков поддельных полотен, которые покупатели приобретали как оригинальные работы знаменитых художников. Эта афера серьезно подорвала репутацию легендарной нью-йоркской студии «Knoedler&Company», существовавшей более полутора веков.

Истоки мошеннической схемы

Всё началось с обычной прогулки по Квинсу, где друг Розалес заметил уличного художника, продававшего свои работы. Завязавшееся знакомство переросло в криминальный замысел: художнику предложили создавать картины, имитирующие стиль известных мастеров.

Для подделок мошенники выбрали произведения представителей послевоенного модернизма — Марка Ротко, Джексона Поллока и Виллема де Кунинга, чьи работы пользуются огромным спросом на арт-рынке.

Технология обмана: от чая до миллионов

Схема была отлажена до мелочей: художник из Квинса создавал картину, которую у него выкупали всего за 5–7 тысяч долларов. Затем сообщник Розалес обрабатывал холсты чайной заваркой, чтобы придать им видимость старины. После просушки подделки поступали в авторитетную галерею, чья безупречная репутация долгое время не вызывала сомнений у покупателей в подлинности работ.

Невероятные суммы за фальшивки

Мошенникам удалось достичь ошеломляющих результатов: так, картина, приписываемая Джексону Поллоку, была продана за 17 миллионов долларов, а работа «Марка Ротко» ушла за 8,6 миллиона. В общей сложности Розалес заработала на этой афере около 80 миллионов долларов, а галерея получила 43 миллиона.

Разоблачение и крах

Первые подозрения возникли у владельца «полотна Поллока», который в 2011 году подал иск против галереи. Судебная экспертиза выявила использование в картине красного пигмента, которого не существовало в 1956 году — дате, указанной как время создания работы.

За этим последовала череда судебных разбирательств и экспертиз, подтвердивших, что покупатели приобрели подделки.

Крах легендарной галереи

Владелица галереи Анна Фридман, оказавшаяся под подозрением, отрицала свою осведомленность о махинациях. Она объясняла происшествие распространенной в арт-среде практикой, когда дилеры ссылаются на «частные коллекции». Розалес же сочинила легенду о таинственном швейцарском наследнике и испанском коллекционере, подкрепив её даже фальшивым письмом.

Расследование установило, что ни швейцарского наследника, ни осведомленности испанского коллекционера не существовало. В результате галерея, более 150 лет украшавшая Манхэттен, была вынуждена закрыться.

Суд и наказание

В 2013 году завершился судебный процесс над Глафирой Розалес, которой изначально грозило до 99 лет тюрьмы. В своих показаниях она рассказала, что сообщник принуждал её к мошенничеству с помощью угроз и физического насилия, которые продолжались даже после её задержания.

Проявив смелость, Розалес раскрыла всю схему и имена участников преступления. Она вернула государству 33,4 миллиона долларов, полученных от продажи подделок. Суд приговорил её к 9 месяцам домашнего ареста и трём годам условного заключения.

По последним данным, после вынесения приговора Глафира Розалес работает официанткой и живёт у друзей, снимая у них жильё.

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: $80 млн на картинах уличного художника и чае.