В этой статье мы подробно рассмотрим, как выглядел процесс привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику полтора десятилетия назад. Я постараюсь объяснить сложные механизмы простым языком, чтобы каждый читатель мог понять суть происходящего. Факты, которые будут приведены ниже, раскрывают картину, достойную внимания и осмысления.
Три эпохи инвестиционного привлечения
Историю работы с иностранными капиталовложениями в России можно условно разделить на три ключевых периода. Первый — эпоха министерств (2003–2011 годы), когда основную роль играли федеральные ведомства. Затем наступила эпоха Агентства стратегических инициатив (АСИ) с 2012 по 2015 год, которая принесла первые стандартизированные подходы. И, наконец, современный этап, начавшийся в 2016 году.
До появления в 2012 году Стандарта АСИ по улучшению инвестиционного климата в регионах единых правил игры практически не существовало. Законодательная база была фрагментированной и содержала множество пробелов. Например, федеральный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП), критически важный для инфраструктурных проектов, был принят лишь в 2015 году, с опозданием на 10–12 лет. Хотя некоторые регионы пытались создавать собственные нормы, общей системы не было, что лишь усложняло процесс.
Бум и его последствия: взгляд из 2006–2007 годов
Пик инвестиционной активности пришелся на 2006–2007 годы. Объем иностранных вложений тогда почти удвоился по сравнению с 2005 годом. Этот рост, однако, не обрадовал, а, наоборот, обнажил все системные недостатки в механизмах внебюджетного финансирования. В тот период ключевую роль играли четыре министерства: Министерство иностранных дел (МИД), Министерство финансов (Минфин), Министерство экономического развития (Минэкономразвития) и уже упраздненное Министерство регионального развития (Минрегион).
Их главной задачей было поддержание платежного баланса страны. Для иностранных инвесторов была критически важна возможность свободно конвертировать рубли обратно в доллары или евро — как для вывода прибыли, так и для возврата первоначального капитала. Платежный баланс служил не только индикатором здоровья экономики, но и фактической залоговой базой для иностранных инвестиций. Чем больше валютных резервов было у страны, тем выше была гарантия для зарубежных партнеров.
Объем валюты в стране является гарантией покрытия риска зарубежных инвесторов. Нельзя привлекать больше инвестиций, если не хватает объема залога.
Испытание бюрократией: путь проекта от идеи до реализации
Процесс согласования инвестиционного проекта напоминал настоящее «хождение по мукам». Чтобы обеспечить рублевое покрытие под привлекаемую валюту, нужно было получить резервирование средств на счетах Центробанка через Минфин, заплатив при этом комиссию. Далее следовало обязательное страхование на 20% от суммы, а затем — многоуровневые проверки Контрольно-счетной палаты, спецслужб и других надзорных органов.
Для ускорения этого процесса часто приходилось платить дополнительные пошлины или искать «нестандартные» решения. В среднем, различные разрешительные и согласовательные процедуры добавляли к стоимости проекта дополнительные 30–40%, которые затем включались в тело кредита и увеличивали общую долговую нагрузку.
После этого проект должен был пройти общественную, ведомственную и межведомственную экспертизу. Следующими инстанциями были Государственная Дума и Правительство РФ, где решался вопрос о включении проекта в государственные программы, выделении бюджетных гарантий или даже изменении законодательства.
Особенно сложно было с проектами, которые требовали привлечения синдицированных кредитов или работали через Межправительственные комиссии. Например, для строительства ЛЭП с иностранным финансированием нужно было получить одобрение от каждой тематической рабочей группы комиссии — по дорогам, энергетике, финансам и так далее.
В результате только на согласования уходило от 1,5 до 2 лет, а реализация часто откладывалась до начала следующего бюджетного цикла. В среднем, для запуска проекта требовалось получить от 83 до 87 различных виз и разрешений. Ситуация усугублялась, если в регионе менялся губернатор — новый руководитель мог отказаться от поддержки уже согласованного проекта, отправляя его на новый круг согласований или вовсе закрывая.
Обратите внимание: Инвестиции в бизнес. Плюсы и минусы. Сколько можно заработать на этом?.
Тени рынка: посредники и мошеннические схемы
Сложность системы породила огромное количество посредников. В инвестиционном процессе могло одновременно участвовать от 5 до 10 таких «помощников», каждый из которых брал комиссию в 0,5–1% за продвижение проекта на следующую ступень, якобы гарантируя результат. Пока одни обещали другим «гарантированное» финансирование, реальное содержание проектов часто оставалось без должного внимания.
Рынок наводнили тысячи «сырых» бизнес-планов, не подкрепленных ни серьезными расчетами, ни реальными активами. Распространенной мошеннической схемой был двухэтапный «развод». Компании-посредники предлагали помощь в привлечении иностранных инвестиций, но договор ограничивался только составлением бизнес-плана «по требованиям зарубежных партнеров». За эту услугу брались миллионы рублей, после чего вторая стадия — реальное привлечение денег — никогда не наступала.
К 2011 году те соискатели инвестиций, которые еще на что-то надеялись, имели на руках по 3–5 «правильных» бизнес-планов, но без реального финансирования.
Попытки реформ и переход к новой эпохе
Несмотря на все сложности, развитие все же происходило. Для стабилизации ситуации часть федеральных структур перевела процесс согласования инвестиционных проектов в онлайн-режим. Это позволило в некоторой степени избавиться от посредников и мошенников. Созданный электронный ресурс с 2010 по 2011 год обработал около 11 500 инвестиционных заявок. Однако эта система была лишь полумерой и имела серьезные недостатки.
Затем наступил 2012 год, и началась эпоха Агентства стратегических инициатив (АСИ), которая принесла новые подходы и стандарты. А что было дальше — это уже отдельная история.
#GR #GOVERMENT #ИНВЕСТИЦИИ #МИНИСТЕРСТВ #бизнес план #ФИНАНСЫ #РАЗВОД #социально-экономическое развитие #государственная власть
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Надежды точка нет. Как привлекались инвестиции в Россию 15 лет назад.