Расходы на топливо — одна из самых затратных статей в логистике, строительстве, такси и любом бизнесе с транспортом. Но на практике контролировать реальные заправки, сливы и перерасход непросто. Водители могут использовать служебный транспорт в личных целях, сливать топливо или заправляться не там, где нужно. Чтобы получить полную картину и сократить потери, внедряют систему контроля топлива — с датчиками, трекерами и программным обеспечением для аналитики. Подробнее, рассказывают эксперты МСС ГЛОНАСС.
Как работает система контроля топлива
Современная система контроля топлива — это целый комплекс оборудования и программного обеспечения, объединенных в единую экосистему. На транспорт устанавливаются устройства для считывания уровня или расхода топлива, модуль GPS/ГЛОНАСС для отслеживания маршрута и блок передачи данных. Вся информация в реальном времени передается на сервер и отображается в личном кабинете — в виде таблиц, графиков и уведомлений. Такой подход позволяет отслеживать заправки, выявлять сливы и контролировать реальный расход без ручных расчетов.
Способы измерения расхода топлива
Существуют несколько технически разных подходов к учету топлива — каждый из них подходит для определенных условий эксплуатации:
- ДУТ (датчик уровня топлива) устанавливается в топливный бак, измеряет высоту столба жидкости. Один из самых распространенных способов контроля слива и заправок. Подходит для грузовиков, спецтехники, автобусов.
- Расходомер врезается в топливную магистраль и отслеживает фактический объем проходящего топлива. Обеспечивает точный контроль расхода в реальном времени — на генераторах, дорожно-строительной технике, дизельных насосах.
- CAN‑адаптер получает данные о расходе напрямую из штатной бортовой системы автомобиля. Метод бесконтактный, но точность зависит от производителя техники и качества данных в CAN-шине.
ДУТ подходит для контроля заправок и сливов, но дает ориентировочные данные по расходу. Расходомер обеспечивает максимальную точность, но требует врезки в систему. CAN‑адаптер не требует вмешательства в конструкцию, но его возможности ограничены параметрами самой машины.
Когда система контроля топлива окупается
Окупаемость зависит не только от размера автопарка, но и от дисциплины водителей до внедрения системы. В компаниях, где слив топлива был поставлен «на поток», эффект заметен уже в первые недели. Даже при умеренных потерях типовой срок возврата инвестиций составляет от 3 до 6 месяцев.
Для автопарка из 5 машин система окупается в течение полугода при снижении затрат всего на 10–15 %. В парке из 20–50 единиц техники срок сокращается: при обнаружении регулярных сливов, отклонений от маршрута и некорректных заправок — вложения возвращаются за 2–3 месяца.
Как сократить затраты на установку
- Оптимизировать состав оборудования — не обязательно ставить ДУТ на каждый бак. На часть техники можно установить CAN‑адаптеры, если машина поддерживает считывание расхода.
- Использовать универсальные трекеры — многие модели совмещают функции мониторинга движения и контроля топлива.
- Монтаж в штатном сервисе — установка в партнерском или собственном автосервисе без наценок снижает начальные вложения.
Когда выгоднее использовать CAN, а когда — ДУТ? CAN‑адаптер подходит для новых машин с поддержкой передачи данных. Он не требует вмешательства в топливную систему, дешевле в установке и дает мгновенные данные. Подходит для легкового и коммерческого транспорта, где сливов почти не бывает, а контроль нужен скорее для отчетности. ДУТ — применяется в грузовиках, строительной технике, сельхозмашинах, автобусах, если есть риск сливов. Технология mssglonass.ru позволяет фиксировать заправки, ночные сливы и резкое падение уровня топлива в режиме онлайн.