Нейросети и авторское право: когда искусственный интеллект заимствует творчество

Способность нейронных сетей генерировать книги, музыку, картины и другие формы искусства уже никого не удивляет. Однако ключевой особенностью этого процесса является его фундамент — труд человека. В этой статье мы разберем, как именно работают генеративные модели ИИ, на каком контенте они обучаются, и главное — насколько законны такие методы создания «нового» искусства в свете существующего авторского права.

Всем привет! Мы — команда Timeweb Cloud. Наша платформа предоставляет облачную инфраструктуру для проектов любого масштаба: от стартапов до крупного бизнеса. С нами вы можете разрабатывать приложения, веб-сервисы, интернет-магазины, игры и многое другое.

timeweb.cloud Корпоративная облачная инфраструктура — Timeweb Cloud

Летом 2024 года творческие профессионалы обратились к Европарламенту с открытым письмом. В нем они указали на фундаментальную проблему: практически все современные модели генеративного ИИ обучаются на массивах контента, защищенного авторскими правами. По сути, разработчики используют этот контент без разрешения, но в рамках действующих юридических норм такое заимствование часто не считается прямым нарушением.

Опрос среди 12 000 представителей творческих индустрий показал тревожную статистику: 96% респондентов уверены, что бесконтрольное использование ИИ негативно скажется на всей сфере. Более того, 76% уже ощутили, как нейросети ограничивают их карьерные возможности.

Под ударом оказались художники, музыканты, писатели и актеры озвучивания. Давайте рассмотрим, как именно контент, созданный искусственным интеллектом, влияет на различные творческие направления.

Озвучивание и дубляж: кража голоса

В США два актера озвучивания подали иск против стартапа Lovo, специализирующегося на ИИ. Компания пригласила их для так называемого «внутреннего исследования», а затем использовала записанные материалы для обучения своей нейросети. Теперь голоса актеров может синтезировать генератор Lovo AI, что фактически лишает их работы.

Пострадавшие утверждали, что их голоса были украдены, однако адвокаты столкнулись с пробелом в законодательстве. В итоге иск пришлось строить не на факте кражи, а на нарушении конкретных условий контракта со стороны Lovo.

Визуальное искусство: аукцион спорных шедевров

Знаменитый аукционный дом Christie's провел торги, на которых были представлены картины, полностью созданные нейросетью. Это событие многие художники назвали «масштабной кражей». Более 3000 человек подписали открытое письмо с утверждением, что работы ИИ основаны на заимствованных без разрешения оригиналах. Как минимум девять картин с аукциона демонстрировали явные признаки такого заимствования.

Это поднимает важный вопрос: могут ли такие произведения претендовать на защиту авторским правом?

Обратите внимание: Коммерция или творчество - вот в чем вопрос.

Суд США дал четкий ответ — нет. Автору картины «Новый вход в рай», созданной с помощью инструмента Creativity Machine, было отказано в регистрации авторских прав. Суд сослался на Закон об авторских правах 1976 года, согласно которому правообладателем может быть только человек.

Музыка: подозрения в плагиате

Мировая музыкальная индустрия активно борется с нарушениями авторских прав, и теперь в фокусе — генераторы музыки на основе ИИ. Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) выразила серьезные опасения по поводу платформ Suno и Udio. Пользователи этих сервисов могут за считанные секунды создавать треки, однако есть подозрения, что результаты работы нейросетей подозрительно похожи на композиции таких звезд, как Майкл Джексон, ABBA и Чак Берри.

Литература: книги как учебный материал

Семнадцать членов Гильдии авторов Америки обвинили OpenAI в использовании их книг для обучения нейросетей без разрешения. Писатель Дуглас Престон провел эксперимент: попросил ИИ составить стихотворение о главном герое его серии книг — Алоизиусе Пендергасте. Нейросеть выдала детальное описание, перечислив множество черт характера и сюжетных деталей. Престон расценил это как прямое доказательство того, что его тексты были использованы для тренировки алгоритмов.

Кинематограф: сценарии под диктовку алгоритмов

Инструменты вроде ScriptBook анализируют сценарии и прогнозируют их успех у аудитории. Нейросети могут предлагать сюжетные повороты, которые максимизируют зрительский интерес. Очевидно, что для обучения такие системы используют огромные базы сценариев, написанных людьми. Одно британское исследование выявило, что компании ИИ использовали для обучения сюжеты как минимум 130 000 местных фильмов и телешоу — и это данные только по одной стране.

Летом 2024 года режиссер Питер Луизи попытался выпустить фильм, сценарий которого был полностью написан ИИ. Лондонский кинотеатр Prince Charles Cinema первоначально согласился на показ, но после общественного резонанса отменил релиз.

Итоги: механизм создания контента нейросетями

  • Генеративный ИИ уже сегодня способен имитировать практически любую творческую деятельность — от написания музыки до создания визуальных образов и текстов.

  • Основой для «творчества» нейросетей служат работы, созданные людьми. Алгоритмы анализируют, комбинируют и преобразуют существующий контент, выдают его за новый.

  • Правовое поле не успевает за технологиями. Надежных механизмов защиты авторских прав в эпоху ИИ, аналогичных, например, защите данных в облаке Timeweb Cloud, пока не создано.

Изучайте наши услуги, решения и инструменты. Размещайте и запускайте свои проекты в надежном облаке — будущее цифровой инфраструктуры уже наступило!

Веб-сайт Timeweb Cloud

#timewebcloud #право #ai #авторское право #ii #будущее #нейронныесети

Нужно ли регулировать авторские права на ИИ? Да или нет Я оставлю комментарий в разделе комментариев. Пока нет голосов. Аноним

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Украдено для вдохновения? Как нейросети превращают чужое творчество в «уникальный» контент .