Как работать с кассой в 2025 году

С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки в Закон о применении кассовых систем: регистрация в ФНС станет проще, использование электронных чеков станет удобнее, а продавцам на рынке придется привыкнуть к новые требования. Рассказываем, что ждет предпринимателей.

Регистрируем кассу — проще и быстрее

Вам больше не нужно будет сдавать отчетные данные кассового аппарата, а для перерегистрации кассового аппарата даже не потребуется подавать заявку – достаточно отправить отчеты об изменении параметров в электронном виде по ОФД.

А сам весь процесс занимает всего пять дней вместо десяти. С 1 сентября 2025 года зарегистрировать, перерегистрировать и снять с учета кассовый аппарат можно через производителя или личный кабинет на национальном портале услуг. Чрезвычайно удобно!

На рынках без кассы? — Забудьте!

С 1 марта 2025 года все предприниматели, работающие на рынках и ярмарках, будут обязаны установить контрольно-кассовую технику. Однако есть нюанс: зарегистрироваться и пользоваться кассовой системой необходимо сразу, но только с 2026 года вы сможете передать наименование позиции и количество в чеке вновь обязанному лицу.

Исключение сделано для сельскохозяйственных кооперативов: они получат немного больше времени – до сентября 2025 года, но только в том случае, если будут торговать непосредственно на рынках или базарах и получать выплаты.

Тем, кто хочет продолжить работу без кассового аппарата, необходимо выполнить несколько условий:

  • Унифицировать специальную налоговую систему сельскохозяйственных налогов;

  • Не более трех точек, в том числе места хранения товаров;

  • Общая площадь всех точек составляет менее 15 квадратных метров.

Без кассовых аппаратов могут обойтись и предприниматели по системе роялти, реализующие отдельные виды товаров на рынках выходного дня. Обязательное условие: Общее количество торговых площадей на площадке не должно превышать 50.

Под действие новации попадают и управляющие рынком компании (правда, уже по 271-ФЗ): теперь они будут обязаны следить за регистрацией всех торговцев на кассе. Это относится как к новым, так и к существующим продавцам — они должны регистрироваться ежемесячно. При отсутствии кассового аппарата деятельность предпринимателя должна быть приостановлена. Если она не появится через 15 дней, расторгните договор аренды.

Ожидается, что штрафы за несоблюдение новых правил будут серьезными. Для продавцов от 1500 рублей до полной суммы расчетного сбора, при повторном нарушении – дисквалификация или приостановление деятельности.

Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.

Для управляющих рынка максимальный штраф за первое нарушение составляет 300 000 рублей, за повторные нарушения — до 1 миллиона рублей.

Правила размещения касс — строго по «прописке»

Пользоваться кассовым аппаратом можно только по адресу, указанному при регистрации или перерегистрации. Это делается для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, которые используют альтернативные кассовые аппараты или перемещают кассовые аппараты из одного места в другое во время проверки.

Запомните три правила, чтобы не получить штраф.

  1. кассир. Если кассир принимает платежи лично, кассовый аппарат должен находиться в месте оплаты.

  2. Оплата самообслуживания. Если клиенты расплачиваются самостоятельно через автоматику, кассовый аппарат должен быть встроен в терминал или механически связан с ним.

  3. Столовые заведения. Кассовый аппарат может быть местом хранения наличных денег.

Чеки — новости для всех

Отправка электронных чеков клиентам станет еще проще с помощью сервиса ФНС «Моя онлайн-квитанция» (только с согласия клиента). Вместо бумажных или электронных чеков ОФД клиенты смогут получать чеки из депозита Департамента федеральных доходов на веб-сайте или в приложении.

При оплате через СБП вам необходимо будет воспользоваться кассовым аппаратом и оформить кассовый чек так же, как и при оплате картой. Фактически чеки нужно выдавать уже сейчас, но с марта норма будет прописана в законе.

Для предприятий общественного питания введено отдельное правило: перед получением оплаты гостям необходимо будет выдать бумажные чеки. То есть сначала идет бумажный чек, потом оплата.

ФНС — больше контроля

С марта 2025 года налоговые органы смогут отслеживать безналичные операции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через НСПК (Национальную систему платежных карт).

Кроме того, если при проверке не будет предоставлена ​​контрольно-кассовая машина, у ФНС будет возможность в одностороннем порядке снять контрольно-кассовую машину с учета. Перерегистрацию ККТ осуществят только после подачи в налоговую инспекцию.

Федеральная налоговая служба также сможет обмениваться данными о расположении кассовых аппаратов с другими госорганами и самостоятельно разрабатывать стандарты качества печати чеков, размера символов и размера QR-кода, отображаемого при приеме чеков на автоматизированных платежных устройствах.

Что важно запомнить

✔️Упрощенный процесс регистрации и перерегистрации кассового аппарата.

✔️Использовать электронные чеки становится еще проще с «Моими онлайн-квитанциями».

✔️Продавцы на рынке должны приобрести кассовый аппарат.

✔️Кассовый аппарат должен быть размещен правильно.

✔️ Кейтеринг начнет выдавать бумажные чеки до поступления оплаты.

✔️При оплате через СБП необходимо сформировать чек.

✔️Появится запрос на бумажный чек.

✔️Налоговикам станет проще контролировать использование кассовой техники и хозяйственную деятельность.


Изменения вступят в силу в марте – так что есть время подготовиться, чтобы избежать неприятных сюрпризов. АТОЛ поможет вам выбрать подходящее оборудование, поскольку мы сами разрабатываем и производим умные терминалы и кассовые аппараты, которые не только передают данные в налоговую инспекцию, но и помогают автоматизировать бизнес-процессы и анализировать продажи.

узнать больше

Реклама ООО «АТОЛ», ИНН: 5010051677

2025 Юридическая торговля Предпринимательство Мелкий малый бизнес Бизнес Полные статьи Блог компании 1

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как работать с кассой в 2025 году.