Провальный стартап: как два друга потеряли деньги на школьных видео и чему это учит

Устали от банальных историй успеха? Эта серия постов посвящена обратной стороне предпринимательства — неудачам, провалам и урокам, которые из них можно извлечь. Все имена изменены, а совпадения случайны. Будьте готовы к откровенному языку.

Идея, рожденная на выпускном

В 2012 году на юге России двое приятелей, которых мы назовём Хичкок (из-за его своеобразного взгляда на фотографию) и Волтик (известный своим резким и часто поверхностным суждением), наткнулись на потенциальную бизнес-идею.

Всё началось с того, что свадебный организатор Исмаил заказал у Хичкока 12 юмористических видеороликов-«трейлеров» для выпускного класса. Видео, основанные на фотографиях и историях учеников, стали хитом вечера. Успех вдохновил Волтика на мысль: а что, если масштабировать эту идею на все школы города? Он быстро прикинул: если с одного класса можно получить 12 000 рублей, то со всей школы — 50 000. Хичкок, увлечённый энтузиазмом друга, согласился на партнёрство с разделом прибыли 50/50, возложив на Волтика привлечение клиентов и написание шуток.

Кто такой Волтик? История, которая всё объясняет

Чтобы понять, с кем имел дело Хичкок, стоит рассказать одну характерную историю. Как-то раз Волтика взяли PR-менеджером в популярное брачное агентство. Проработав там месяц и найдя атмосферу «токсичной», он написал в Twitter: «Работаю в супердыре!». В тот же день его уволили. Эта история прекрасно иллюстрирует его импульсивность и неумение просчитывать последствия.

Старт и первые трещины

Идея нашла поддержку, и даже Исмаил отнёсся к ней с ироничной похвалой. Волтик быстро нашел «менеджера по продажам» — студентку-журналистку, которая согласилась ходить по школам и предлагать услуги за 1000 рублей с класса. Обещали ей заплатить после выполнения заказа.

Работа оказалась каторжной. У младшеклассников не было соцсетей, придумывать юмор было сложно, а производительность оставляла желать лучшего. Прибыль, поделённая на двоих и за вычетом оплаты менеджеру, была мизерной — проще было работать сантехником.

Обратите внимание: Главная ошибка всех бизнесов в Инстаграм.

И тут возник первый красный флаг. Хичкок спросил у Волтика: «А договор с клиентом есть?». На что Волтик, отмахнувшись, произнёс свою роковую фразу: «Какие ещё договоры? Они же школьники! Мы ж не оружием торгуем!». Эта наивная уверенность в честности всех участников сделки стала фатальной ошибкой.

Развязка: «Поезд ушёл»

Когда Хичкок, выполнив всю работу и потратив свои деньги на диски, пришёл в школу за оплатой, его ждал шок. Классная руководительница вручила ему не 18 000 рублей (по 1000 с ученика), а всего 1000 — за весь класс. Оказалось, менеджер по продажам пообещала именно такую сумму, а Волтик, вместо того чтобы разобраться, просто накричал на неё по телефону.

В попытке спасти хоть что-то, Хичкок предложил отдать все диски за эти 1000 рублей, но и тут получил отказ. «Поезд ушёл», — заявила учительница. Чистая прибыль каждого партнёра за почти месяц работы составила 250 рублей. Студентке-менеджеру не заплатили вообще.

Ирония в том, что в будущем эта парочка запустит ещё один, более крупный стартап, и погубит его с тем же размахом.

Читайте в следующем выпуске.

[моё]Юмор Позитивный бизнес Малый бизнес Неудача Клиент Партнер Стартап Мэтт Лонг Пост 0

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Ошибка (не) выжившего или "мыж не оружием торгуем!".