Рассмотрим, чем характеризовался кинорынок США работавший по этой модели с 1910-ых годов по 1948-й год

Марлен Дитрих, Боб Хоуп и Бетт Дэвис, 1943 год

Бизнес-модель, предложенная Томасом Эдисоном, оказалась нежизнеспособной и очень быстро умерла. Независимые компании, получив необходимые полномочия, начали внедрять в кино новую бизнес-модель.

Несмотря на оппозицию независимых компаний Edison Trust, сами они вскоре сформировали довольно жесткую, деспотичную, хищническую студийную модель. Все независимые компании — Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox — образовали своего рода независимый траст, который терроризировал собственных сотрудников и кинопрокатчиков.

Рассмотрим, что характеризовало американский кинорынок, функционировавший по этой модели с 1910 по 1948 год.

Сходство между работой независимых компаний заключалось в том, что, как и Edison Trust, они быстро пришли к вертикально интегрированной структуре, где фильмы и производились, и продавались, и демонстрировались одной организацией. Но акцент, который они сделали на создании кинозвезд, привел к значительным изменениям в том, как работала вся индустрия.

Во-первых, была введена звездная система, которая сразу же изменила восприятие и ценность кино как товара. Теперь фильм продавался не по кадрам — то, что и кто на нем запечатлено, приобретало ценность. Система звезд сформировала дифференциацию кинопродукции на более и менее ценную. Если раньше платным было просто право купить фильм и прокат фильма на фирменном оборудовании, то теперь платным стал показ фильмов определенного содержания в кинотеатрах.

Во-вторых, на основе системы звезд появилась система «блочного бронирования» — на основе системы звезд кинопродюсеры получили власть над кинопрокатчиками. Была придумана система, которая торговала не одним товаром, а набором фильмов. Чтобы показывать фильмы со звездой, им приходилось вслепую покупать все фильмы для студии. Эта система предполагала стабильность и взаимную выгоду: продюсеры точно знали, что продадут всю отснятую продукцию, а прокатчики точно знали, что им будет что показать публике.

Кинотеатр Томаса Талли

Конечно, такая система была не совсем удобной и практичной для владельцев кинотеатров – они были лишены свободы выбора при определении репертуара. Кроме того, без работы остаются мелкие кинопродюсеры — кинотеатр, покупающий фильмы по системе блок-бронирования, просто не имеет возможности показывать фильмы небольших компаний.

Естественно, владельцы кинотеатров попытались противостоять студийной системе. В 1917 году под руководством Томаса Л. Тэлли была основана Первая национальная сеть экспонентов, объединившая большое количество театров и образовавшая крупнейшую сеть кинотеатров в стране. Компания взялась за прокат и производство фильмов, даже подписала первый в истории кино контракт на миллион долларов с самыми яркими звездами того времени — Чарли Чаплином и Мэри Пикфорт.

Однако существенных изменений в распределении прочности не произошло. В ответ крупные студии проводили агрессивную политику покупки, поглощения и слияния кинотеатров. В результате в 1928 году First National, хотя и достаточно успешный в кинопроизводстве, стал частью студии Warner Bros.

В-третьих, само существование кинозвезд изменило характер отношений между актерами, режиссерами и владельцами студий, что стало сутью студийной системы киноиндустрии.

На самом деле Edison Trust создавал кинозвезд, просто не упоминал их имена в титрах. Однако узнаваемая внешность позволила актерам выбрать независимые компании в качестве более щедрого работодателя. Независимые компании, со своей стороны, поняли, что известный актер — это ценный актив. Они начали заключать долгосрочные контракты с актерами, культивировать их имена и сниматься в как можно большем количестве фильмов.

Когда нанимали актеров, студии учили их быть звездами, тщательно корректируя их имидж при выборе ролей. Они создали PR-компании для продвижения актера и распространения слухов о нем в собственных журналах. Взамен актеры согласились работать 40 недель в году и брать 12 недель неоплачиваемого отпуска. Они почти полностью продали свое время студии. Если актер отказывался играть отведенную ему роль, студия добавляла в контракт обязательство работать дополнительное время.

Обратите внимание: Леонид Агутин трогательно поздравил Варум с 23-летней годовщиной отношений..

Если у студии не было проектов, в которые они хотели задействовать актера, они отдавали его в хорошо оплачиваемый кредит другой студии, следя за тем, чтобы предложенная ему роль не противоречила созданному ими имиджу.

Но, как известно, чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым годом звезды становятся все более ценным ресурсом. У них были толпы поклонников, которые хотели посмотреть некоторые из их фильмов. За право их снимать они уже получают миллионы долларов. Звезды первой величины быстро ощутили власть и стали сопротивляться диктату крупных студий.

Мэри Пикфорд, Дэвид Гриффит, Чарли Чаплин и Дуглас Фэрбенкс

Первым значительным актом неповиновения стала студия United Artists, основанная в 1919 году. Создателями стали известные актеры и режиссеры Чарльз Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Уорк Гриффит. Под лейблом этой студии выпускались самостоятельно снятые участниками фильмы. Однако стоит отметить, что эта компания является скорее продюсерским проектом, чем движением актеров за независимость. Так, например, фильмы Чарли Чаплина — это фильмы, где продюсер, начинавший свою карьеру как наемный актер, на свои деньги снимает фильм, снимается в нем, пишет сценарий и режиссирует.

В конце 1930-х некоторые из крупнейших звезд стали независимыми актерами (Фред Астер, Джинджер Роджерс, Гэри Грант, Джон Уэйн, Джоан Блондел, Гэри Купер и др.).

Оливия де Хэвилленд и Вивьен Ли

Переломным моментом в битве звезды со студийной системой стало противостояние актрисы Оливии де Хэвилленд (Olivia de Havilland) со студией Warner Brothers в 1946 году. Она систематически отказывалась от ролей степенных девушек, считая, что способна на многое более драматическая работа. В конце концов, студия добавила к ее семилетнему контракту дополнительные полгода работы. Актриса обратилась в суд, который признал такое продление контракта незаконным. Это решение суда стало основанием для существенных последующих изменений в отношениях между студиями и актерами.

В-четвертых, после системы звезд появилась система жанрового кино. На заре Голливуда актеры обычно играли примерно одну и ту же роль в разных фильмах. У каждой кинозвезды была своя роль – их герои кочевали из фильма в фильм, неся с собой одни и те же привычки поведения, внешность и даже судьбу. Ужасы, фэнтези, историческая драма, вестерны и другие жанры зародились почти одновременно с кинематографом. А с приходом в Голливуд студийной системы жанровая система стала использоваться осмысленно и целенаправленно.

Постер фильма с Белой Гугоши


Студии во многом выиграли от курса жанрового кино:

  • это облегчило взаимодействие между студиями и актерами, поскольку звезды появлялись только в фильмах одного жанра;
  • они с большей вероятностью предсказывали успех фильма определенного жанра у зрителей;
  • жанровые фильмы гораздо легче продвигать и рекламировать;
  • достигнута значительная экономия, так как один и тот же реквизит, пейзажи и т д можно было обыграть во множестве разных фильмов одного жанра;
  • сложилась определенная традиция во взаимодействии зрителя и жанрового кино. Зрители знают, что их ждет, они могут выбрать фильм на свой вкус. В дальнейшем жанровая система легла в основу расчета целевой группы и формирования индустрии на базе фанатских сообществ;
  • жанровая система способствовала большей профессионализации съемочных групп. Стали появляться специалисты, работавшие над фильмами определенного жанра, например, специалисты, работавшие с лошадьми, или гримеры для фильмов ужасов;
  • и наверное главное достижение это разработка стандартов сценариев. Каждый жанр со временем приобрел набор необходимых клише, лежащих в основе фильма. Подобные стереотипы в кинопроизводстве, основанные на образе звезд и жанровом содержании, стали залогом профессиональной и планомерной работы Голливуда.


Подобно тому, как кинобизнес-модель в стиле Эдисона была остановлена ​​судебным вето, так и модель, внедренная независимыми студиями, закончила свою жизнь благодаря судебным постановлениям против блочного бронирования и предписаниям договорных отношений между актерами и студиями в 1948 году студийная система киноиндустрии, система звезд и система тем не менее с порожденными ими жанрами благополучно функционируют и сегодня.

С тех пор многое изменилось. Но изменения, последовавшие в их работе в последующие годы, — это скорее тонкие корректировки, чем масштабная реконструкция.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Рассмотрим, чем характеризовался кинорынок США работавший по этой модели с 1910-ых годов по 1948-й год.

\