Марлен Дитрих, Боб Хоуп и Бетт Дэвис, 1943 год
От траста Эдисона к новой империи
Бизнес-модель, предложенная Томасом Эдисоном, просуществовала недолго и быстро уступила место более эффективной системе. Получив свободу действий, независимые кинокомпании начали формировать принципиально новую модель ведения бизнеса, которая впоследствии определила лицо Голливуда на десятилетия вперед.
Интересно, что, победив монополистический Edison Trust, сами независимые студии — Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox — создали не менее жесткую и централизованную систему. Они образовали мощный альянс, который диктовал условия как своим сотрудникам, так и владельцам кинотеатров по всей стране.
Давайте подробно разберем ключевые характеристики американского кинорынка, который функционировал по этой студийной модели с 1910-х годов вплоть до 1948 года.
Вертикальная интеграция и рождение звездной системы
Подобно своему предшественнику, новые голливудские студии быстро пришли к вертикально интегрированной структуре. Это означало, что одна и та же компания контролировала все этапы: производство фильмов, их дистрибуцию (продажу) и показ в собственных кинотеатрах. Однако главным нововведением, кардинально изменившим индустрию, стал акцент на создании и продвижении кинозвезд.
Во-первых, была введена звездная система. Это перевернуло восприятие кино как товара. Ценность стала определяться не количеством отснятой пленки, а тем, кто в фильме снимается. Система создала четкую градацию: фильмы с участием топ-звезд стоили дороже и считались более престижными. Таким образом, платным стал не просто доступ к оборудованию для показа, а право демонстрировать публике контент с конкретными, популярными актерами.
Система «блочного бронирования» и контроль над прокатом
Во-вторых, на основе звездной системы возникла практика «блочного бронирования» (block booking). Она дала кинопродюсерам огромную власть над владельцами кинотеатров. Студии продавали фильмы не поодиночке, а пакетами. Чтобы получить права на показ одного-двух желанных фильмов со звездами первой величины, кинотеатр был вынужден «вслепую» покупать весь набор картин, выпущенных студией в сезоне, включая слабые и низкобюджетные работы.
Кинотеатр Томаса Талли
Такая система обеспечивала студиям стабильный сбыт всей продукции, а кинотеатрам — постоянное наполнение репертуара. Однако она была крайне невыгодна для владельцев кинотеатров, лишая их свободы в формировании программы. Кроме того, она практически вытеснила с рынка мелких независимых продюсеров, чьи фильмы не могли конкурировать с мощными студийными пакетами.
Попытки сопротивления были. В 1917 году под руководством Томаса Талли была создана Первая национальная сеть экспонентов (First National), объединившая множество кинотеатров. Она даже занялась производством, заключив легендарный миллионный контракт с Чарли Чаплином и Мэри Пикфорт. Однако в условиях агрессивной политики поглощений крупные студии в итоге взяли верх, и к 1928 году First National была поглощена Warner Bros.
Власть студий над актерами и первые бунты звезд
В-третьих, феномен кинозвезд кардинально изменил отношения внутри индустрии. Хотя Edison Trust и создавал первых узнаваемых актеров, он скрывал их имена. Независимые студии, напротив, быстро осознали коммерческую ценность звездного имиджа и начали заключать с актерами долгосрочные эксклюзивные контракты.
Студии полностью контролировали жизнь и карьеру своих «активов»: они формировали публичный образ, подбирали роли, вели PR-кампании через собственные журналы. Взамен актер был обязан работать на студию до 40 недель в году. Отказ от роли мог караться продлением контракта. Если у студии не было проектов для звезды, ее могли «сдать в аренду» другой компании, строго следя за соответствием роли созданному имиджу.
Однако по мере роста популярности звезды начинали ощущать свою силу. Первой ласточкой независимости стала студия United Artists, основанная в 1919 году самими звездами — Чаплином, Пикфорд, Фэрбенксом и режиссером Гриффитом. Это был скорее продюсерский проект, позволявший им контролировать свое творчество.
Мэри Пикфорд, Дэвид Гриффит, Чарли Чаплин и Дуглас Фэрбенкс — основатели United Artists
Переломный момент наступил в 1946 году, когда актриса Оливия де Хэвилленд выиграла судебный процесс против Warner Brothers. Студия незаконно продлила ее контракт в наказание за отказ от ролей. Это решение суда пошатнуло устои системы и открыло путь к большей свободе для актеров.
Обратите внимание: Леонид Агутин трогательно поздравил Варум с 23-летней годовщиной отношений.
Расцвет жанрового кино как система производства
В-четвертых, логичным продолжением звездной системы стала эра жанрового кино. Поскольку звезды часто закреплялись за определенным амплуа (герой-любовник, роковая женщина, ковбой), вокруг них естественным образом формировались жанры: мелодрамы, вестерны, фильмы ужасов, мюзиклы.
Постер фильма с Белой Гугоши
Целенаправленное использование жанров принесло студиям огромные преимущества:
- Экономия и прогнозируемость: Можно было многократно использовать декорации, реквизит и сценарии по шаблонам, а также предсказывать кассовые сборы.
- Упрощение маркетинга: Зритель точно знал, чего ждать от вестерна или мюзикла, что облегчало продвижение.
- Профессионализация: Появились узкие специалисты по работе в конкретных жанрах (каскадеры на лошадях, гримеры для horror).
- Формирование фанатских сообществ: Любители определенных жанров стали лояльной аудиторией.
- Стандартизация производства: Жанровые клише позволили наладить поточный выпуск фильмов, что было основой экономической стабильности Голливуда.
Закат классической студийной системы
Как и модель Эдисона, эра всевластия голливудских студий закончилась не по экономическим, а по юридическим причинам. В 1948 году по так называемому «делу Paramount» Верховный суд США признал практику «блочного бронирования» и вертикальную интеграцию (владение студиями кинотеатрами) нарушающими антимонопольное законодательство. Студии были forced to sell свои кинотеатры, что подорвало основу их власти.
В сочетании с победой де Хэвилленд в суде это положило конец классической студийной системе 1910-1948 годов. Однако ее наследие — звездная система, жанровое кино и основные принципы кинопроизводства — не исчезло, а адаптировалось к новым условиям, продолжая влиять на индустрию и по сей день.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Рассмотрим, чем характеризовался кинорынок США работавший по этой модели с 1910-ых годов по 1948-й год.