Что такое франшиза? Если по-простому, то это покупка права использовать бренд, бизнес-модель, товарный знак другого бизнеса. Она удобна тем, что даже начинающий предприниматель работает под «крылом» раскрученного бренда. Как правило, франшиза предполагает полное сопровождение при запуске: подбор помещения, обучение, маркетинг, предоставление ПО и т.д.
Надо, конечно, помнить, что франчайзинг не гарантирует успеха бизнеса и прибыль. Но правильный выбор франчайзера (того, кто продает франшизу) повышает шансы на успех. Он напрямую заинтересован в результативности партнеров.
Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.
Ведь если кто-то будет работать плохо, то «материнская» компания или бренд будут нести, как минимум, репутационные потери.Франчайзер сопровождает и контролирует бизнес-процессы, в том числе:
- Проводит обучение сотрудников и требует организацию продаж по своим стандартам
- Ведет маркетинговую кампанию
- Устанавливает правила выбора поставщиков, помещения, оформления и пр.
- Осуществляет контроль качества товаров ли услуг
Чтобы понимать, о чем идет речь, надо запомнить основные термины и определения (с франшизой и франчайзером более-менее понятно).
Франчайзи — это тот, кто покупает франшизу (то есть потенциально — вы)
Паушальный (вступительный) взнос — единовременный платеж при покупке франшизы (обычно не включает в себя ремонт помещения, мебель, оборудование, закупку сырья и пр.)
Роялти — это регулярный (ежемесячный) платеж за пользование товарным знаком, технологии, бизнес-процессов и пр. Роялти фиксируется на период действия франшизы или рассчитывается исходя от оборота.
Бизнес-модель — алгоритмы ведения деятельности, которые помогают оптимизировать все процессы для получения прибыли.
Маркетинговый сбор — пакет материалов для рекламы, мобильное приложение, создание и ведение сайта, социальных сетей. Иногда роялти включает маркетинговый сбор.
Стартовые инвестиции — это необходимые вложения на открытие бизнеса: регистрацию, аренду, покупку оборудования, товаров, расходников.
Главный вопрос: как не купить франшизу с сырым продуктом или пустышку?
Тут стоит опираться на определенные критерии:
- Компания-франчайзер несколько лет ведет успешный бизнес
- Ее товар или услуга пользуются спросом
- У нее есть зарегистрированная торговая марка
- Кроме фирм-франчайзи, есть и собственные точки
- Франчайзер делает ставку на роялти, а не на паушальный взнос. Большой паушальный взнос и при небольшой роялти косвенно говорит о том, что компания заинтересована лишь в единовременном доходе
- У компании есть гарантия эксклюзивной территории, т.е. оговариваются границы, где франчайзер обязуется не открывать собственные торговые точки и не продавать их другим франчайзи
Нелишним будет проверить потенциального партнера при помощи онлайн-сервиса.
При оформлении купли-продажи франшизы используют несколько видов договоров или их комбинации. Чаще используется договор коммерческой концессии. Это самый надежный способ, который предполагает передачу права на использование товарного знака и знака обслуживания, технологии производства (ноу-хау) и т.д.
#мсп #корпорация мсп #малый бизнес #франшиза #бизнес #финансы #предпринимательство
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Свой бизнес с нуля или...? Что надо знать о франшизе, как выбрать и какие кроются подводные камни.