Свой бизнес с нуля или...? Что надо знать о франшизе, как выбрать и какие кроются подводные камни

Что такое франшиза? Если по-простому, то это покупка права использовать бренд, бизнес-модель, товарный знак другого бизнеса. Она удобна тем, что даже начинающий предприниматель работает под «крылом» раскрученного бренда. Как правило, франшиза предполагает полное сопровождение при запуске: подбор помещения, обучение, маркетинг, предоставление ПО и т.д.

Надо, конечно, помнить, что франчайзинг не гарантирует успеха бизнеса и прибыль. Но правильный выбор франчайзера (того, кто продает франшизу) повышает шансы на успех. Он напрямую заинтересован в результативности партнеров.

Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.

Ведь если кто-то будет работать плохо, то «материнская» компания или бренд будут нести, как минимум, репутационные потери.

Франчайзер сопровождает и контролирует бизнес-процессы, в том числе:

  • Проводит обучение сотрудников и требует организацию продаж по своим стандартам
  • Ведет маркетинговую кампанию
  • Устанавливает правила выбора поставщиков, помещения, оформления и пр.
  • Осуществляет контроль качества товаров ли услуг

Чтобы понимать, о чем идет речь, надо запомнить основные термины и определения (с франшизой и франчайзером более-менее понятно).

Франчайзи — это тот, кто покупает франшизу (то есть потенциально — вы)

Паушальный (вступительный) взнос — единовременный платеж при покупке франшизы (обычно не включает в себя ремонт помещения, мебель, оборудование, закупку сырья и пр.)

Роялти — это регулярный (ежемесячный) платеж за пользование товарным знаком, технологии, бизнес-процессов и пр. Роялти фиксируется на период действия франшизы или рассчитывается исходя от оборота.

Бизнес-модель — алгоритмы ведения деятельности, которые помогают оптимизировать все процессы для получения прибыли.

Маркетинговый сбор — пакет материалов для рекламы, мобильное приложение, создание и ведение сайта, социальных сетей. Иногда роялти включает маркетинговый сбор.

Стартовые инвестиции — это необходимые вложения на открытие бизнеса: регистрацию, аренду, покупку оборудования, товаров, расходников.

Главный вопрос: как не купить франшизу с сырым продуктом или пустышку?

Тут стоит опираться на определенные критерии:

  • Компания-франчайзер несколько лет ведет успешный бизнес
  • Ее товар или услуга пользуются спросом
  • У нее есть зарегистрированная торговая марка
  • Кроме фирм-франчайзи, есть и собственные точки
  • Франчайзер делает ставку на роялти, а не на паушальный взнос. Большой паушальный взнос и при небольшой роялти косвенно говорит о том, что компания заинтересована лишь в единовременном доходе
  • У компании есть гарантия эксклюзивной территории, т.е. оговариваются границы, где франчайзер обязуется не открывать собственные торговые точки и не продавать их другим франчайзи

Нелишним будет проверить потенциального партнера при помощи онлайн-сервиса.

При оформлении купли-продажи франшизы используют несколько видов договоров или их комбинации. Чаще используется договор коммерческой концессии. Это самый надежный способ, который предполагает передачу права на использование товарного знака и знака обслуживания, технологии производства (ноу-хау) и т.д.

#мсп #корпорация мсп #малый бизнес #франшиза #бизнес #финансы #предпринимательство

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Свой бизнес с нуля или...? Что надо знать о франшизе, как выбрать и какие кроются подводные камни.


Написать комментарий