Мишустин меняет правила игры: как новые критерии оценки чиновников могут изменить региональную политику

На фоне напряжённой международной обстановки, связанной с украинскими и американскими событиями, внутри России произошло важное, но мало замеченное событие. Правительство выпустило внутренний документ, который может кардинально изменить принципы работы государственного аппарата в регионах.

Проблема мотивации чиновников

Ключевая проблема современного российского чиновничества заключается в его зависимости от бюджетных потоков. Чиновник эффективно работает только тогда, когда есть бюджет — государственный (что ведёт к его «освоению») или внешний (что часто связано с коррупционными схемами). Без финансового стимула заставить чиновника выполнять свои прямые обязанности можно лишь под давлением — через шантаж, угрозы разоблачения, бесконечные жалобы или обращения в спецслужбы.

Новые правила от премьера

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, уточняющий параметры работы своих заместителей, курирующих федеральные округа. Наиболее значимым нововведением стали конкретные критерии оценки их деятельности, которые теперь включают:

- Рост реальных доходов граждан;

- Объём выпуска товаров и услуг в регионе;

- Динамику создания новых рабочих мест;

- Привлечение внебюджетных инвестиций.

Почему эти критерии — прорыв

Главная особенность этих показателей в том, что их практически невозможно использовать для личного обогащения чиновников. Повышение уровня жизни населения требует реальной работы, а не «распилов» бюджета — любые коррупционные схемы, наоборот, ухудшат статистику. Стимулирование выпуска товаров и услуг зависит от инвестиционного климата и доступности кредитов, что тоже слабо связано с личным благосостоянием управленцев.

Чиновники, конечно, могут пытаться создавать препятствия бизнесу, чтобы затем получать взятки за их устранение. Однако теперь такие действия напрямую ухудшат ключевые показатели, что привлечёт внимание контролирующих органов и спецслужб. Создание рабочих мест и привлечение внебюджетных инвестиций — это задачи, требующие комплексной, продуманной работы по развитию территории, а не бюрократических манипуляций.

Новая система контроля

Важно, что в новых критериях нет ни одного пункта, который позволил бы чиновнику легко «заработать». Они могут продолжать работать по старинке, «осваивая» выделенные средства, но это не удовлетворит вице-премьеров, у которых есть своя конкуренция и ответственность за результаты. Региональные чиновники оказываются в ситуации, где московское руководство может создать им серьёзные проблемы за невыполнение плановых показателей.

Фактически вице-премьеров превратили в аналог партийных органов советского времени — обкомов и ЦК КПСС. Их не интересуют местные особенности и оправдания — им нужны конкретные результаты. Показатели, конечно, можно попытаться сфальсифицировать, но в условиях внутренней конкуренции коллеги быстро сообщат о нарушениях.

Значение реформы

Таким образом, Мишустин предпринял ещё один шаг по демонтажу либерального консенсуса 1990-х годов, когда бюджет стал главным и часто единственным инструментом управления. Процесс ещё далёк от завершения, но сам факт смещения акцентов с освоения средств на реальные экономические результаты — обнадёживающая тенденция.

#бизнес секреты #курс доллара #инвестор #предприятие #риск #предприниматель #пособие #управление #жилье #финансы и бизнес

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Колонка от 16 февраля 2022 года. Михаил Хазин.