Доказательства деловых целей

Здравствуйте!

На основе сплошного анализа дел по дроблению бизнеса за 2021 года, Иван Кузнецов составил рейтинг аргументов налогоплательщиков, которые позволяют выиграть спор в суде. Вероятность выигрыша низкая – всего 12% или 18 дел из 153. Но в решениях, вынесенных в пользу налогоплательщиков, встречаются повторяющиеся аргументы, что заслуживает внимания.

Он отмечает, что дробление бизнеса – это не совокупность отдельных признаков, а их критическая комбинация, поэтому бесполезно механически пытаться скрыть признаки дробления или пытаться искусственно добавить аргументы, признаваемые судами деловыми целями.

В своем исследовании он только тогда отмечал в решениях судов удачные для налогоплательщиков доказательства деловых целей, когда они действительно имели значение для принятия решения, а не просто упоминались. Поэтому варианты «оправдания» общих IP-адресов и бухгалтерии в обзор не попали.

Первое и второе место заняли два самых частых аргумента в пользу налогоплательщиков, встречающиеся в решениях судов (9 раз каждый) - наличие сторонних контрагентов и собственного штата сотрудников у каждой организации или ИП, обвиняемых в дроблении бизнеса. Сложно не согласиться, что это значимые обстоятельства для подтверждения деловых целей создания участников группы компаний, но сами по себе - недостаточные.

На третьем месте (8 упоминаний) – положительные для налогоплательщиков показания руководителей и сотрудников, что является следствием наличия у каждого участника собственного штата. Руководители признают себя реальными и самостоятельными, ориентируются в бизнесе на достаточном уровне. Сотрудники на допросах подтверждают, что фактически осуществляют работу у работодателя, с которым заключен трудовой договор, руководителем является лицо, указанное в ЕГРЮЛ. Работники не дают показания о наличии группы компаний, совместительстве, переходе из одного юридического лица в другое по указанию бенефициаров, неизменности условий труда при смене работодателя и т.п.

На четвертом месте (7 упоминаний) – самостоятельное несение расходов каждым участником группы компаний.

Пятое место (5 упоминаний) – разные виды деятельности. Здесь следует отметить, что они могут быть как принципиально разными, например, строительство и медицинские услуги (Постановление 7 ААС от 21.09.2021 г.

Обратите внимание: Бизнес-план: организация производства асфальтобетонной смеси для дорожного строительства.

по делу А03-18175/2020), так и отличаться ассортиментом продаваемого в розницу в одном магазине товара (Решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 г. по делу А56-95613/2020).

Шестое и седьмое места (4 упоминания) делят отсутствие задолженности между участниками группы компаний и наличие собственных материальных ресурсов и основных средств. Отсутствие задолженности не является аргументом в пользу деловых целей структурирования вообще, но, если внутригрупповые сделки есть – длящаяся задолженность по ним (особенно не обусловленная договором) – однозначный признак дробления с отрицательной оценкой судами.

Может ли ИП быть номинальным, если им куплены дорогостоящие основанные средства, которые он использует в деятельности? Конечно, может, но обычно все технические организации и ИП не имеют ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности.

Восьмое место (три упоминания) – лицензируемый вид деятельности.  Оценка осуществления лицензируемого вида деятельности как основания для наличия в группе компаний нескольких субъектов с целью снижения лицензионных рисков, находила поддержку в решениях судов 2017-2019 годов, но в 2020-2021 годах встречается все реже.

И завершающие девятое и десятое места (два упоминания) – наличие корпоративной истории и ранее проводимых ВНП, не выявивших нарушений при неизменности структуры бизнеса налогоплательщика. Корпоративная история – зачастую последний аргумент для того, чтобы объяснить наличие десятка взаимозависимых упрощенцев. При этом используется отсылка к п.4 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), в котором было указано, что при оценке обоснованности налоговой выгоды судом могут учитываться особенности корпоративной структуры (история создания взаимозависимых лиц, причины их реорганизации и др.), практика принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, особенности гражданско-правовых отношений внутри группы.

Если представить, что в группе компаний в наличии все вышеуказанные аргументы, то скорее всего дробления бизнеса нет, но и налоговой выгоды вероятно тоже. Но риск возникновения спора даже в этом случае остается. И основные причины две – применение специальных налоговых режимов или налоговых льгот и взаимозависимость.

Сделайте свой бизнес безопасным и процветающим!
С уважением, Компания "Бизнес Прогресс"

#бизнес и финансы #налоговые проверки #налоговые льготы #налоговая оптимизация #бизнес прогресс #судебное разбирательство #бухгалтерия

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Доказательства деловых целей.

\