Скандальное пьяное выступление Димы Билана в Казахстане стало последней каплей, перечеркнувшей уважение к артисту. Его наставник по шоу «Голос» попытался оправдать недостойное поведение чрезмерной загруженностью, кризисом среднего возраста и переживаниями из-за кончины Александра Градского. Хотя некоторые медийные лица, включая Ксению Собчак, призывают проявить снисхождение к «ночному хулигану», ссылаясь на усталость, суть проблемы гораздо глубже. Реальность такова, что в российском искусстве почти не осталось фигур, способных подхватить и развить наследие ушедших мастеров.
Сцена – это не место для жалости
Уходящий год оказался особенно безжалостным к культуре, преподнеся череду тяжелых утрат. За короткий срок страна потеряла Валерия Гаркалина, Нину Русланову и Александра Градского. Для старшего поколения это знаменует конец целой эпохи, ведь этих уникальных артистов попросту некому заменить. Почему же возникает такое ощущение?
Молодое поколение исполнителей давно дискредитировало себя скандалами. Их поведение не оставляет надежд на преодоление глубокого нравственного кризиса, поразившего общество. Нужны доказательства? Они очевидны.
Память о Валерии Гаркалине была омрачена поступком Ларисы Гузеевой. Ведущая «Давай поженимся» сначала опубликовала спорные высказывания об артисте, а затем поспешно их удалила, заблокировав при этом тех, кто пытался выяснить детали.
Уход Нины Руслановой был практически затмеван в медиапространстве громкой историей о якобы бегстве рэп-исполнителя Моргенштерна из России. Таблоиды уделили этому слуху несравнимо больше внимания, чем кончине актрисы, чьи образы стали частью культурного кода для миллионов зрителей.
Подробнее об этом читайте в материале "Киноамнезии" "Неизвестная Нина Русланова: лучшие мультфильмы с участием неунывающей актрисы".
Смерть Александра Градского совпала по времени с пьяным срывом Димы Билана, который побил свой же антирекорд, установленный ранее в Самаре. Артист объяснил свое состояние переживаниями за коллегу, загруженностью и страхом перед сорокалетием. Вероятно, Билан осознает свою внутреннюю пустоту и одиночество, но сцена — не психотерапевт, она не может исцелить душевные раны.
Сегодня многие призывают пожалеть Билана. Но возникает резонный вопрос: почему мы должны это делать? Как бы цинично это ни звучало, сцена — не место для жалости. Возьмите того же Градского: он работал до последнего, не жалуясь на здоровье и не вынося личные драмы на публику. Маэстро испытывал глубочайшее уважение к зрителю, поэтому никогда не позволил бы себе появиться перед ним в неподобающем состоянии. В старой гвардии таких принципов придерживались многие.
Яркий пример профессионализма — выступление Александра Филиппенко в Костанае. На сцене актер был полон энергии, шутил и пел. Но стоило ему скрыться за кулисами, как он буквально согнулся от чудовищной боли в спине. Он мастерски скрывал свои страдания, чтобы подарить зрителям праздник.
Людмила Сенчина до последних дней выходила на сцену и пела вживую. Её легендарная «Золушка» звучала чисто и проникновенно. Возраст, конечно, вносил свои коррективы, но талант, отточенный годами, продолжал сиять. Оценивая таких артистов, понимаешь: сегодня блёстки и стразы на сцене часто блестят ярче подлинного бриллианта таланта...
Нравственность понарошку
В этом фальшивом блеске прячутся и некоторые возрастные артисты, неожиданно начавшие читать мораль. Их внезапные нравоучения вызывают недоумение у зрителей со стажем и справедливое возмущение у молодежи, которая легко находит в архивах компрометирующие видео из прошлого этих же наставников. Подростки резонно замечают, что на фоне, например, скандальных выходок Натальи Королёвой, тот же Моргенштерн может показаться чуть ли не образцом для подражания. Этот аргумент сложно оспорить.
Поражает метаморфоза Маши Распутиной, которая учит сегодня целомудрию.
Обратите внимание: Почему я постоянно пробую что-то необычное в жизни?.
Певица, ворвавшаяся в 90-е из Сибири с откровенными образами, внезапно претендует на роль морального авторитета. Не отстает и Ирина Салтыкова, чьи прежние сценические образы были далеки от скромности, а теперь она дает советы о благочестии.От такой лицемерной морали просто передергивает. Молодежь тонко чувствует эту фальшь, поэтому её кумирами становятся такие артисты, как Клава Кока, а не потенциальные наследники Градского или Руслановой.
Даже если гипотетически найдутся таланты, готовые поднять упавшее знамя высокого искусства, в эпоху ремейков и сиюминутных трендов им придется невероятно тяжело. Индустрией правят цифры: успех измеряется количеством скачиваний и просмотров. Это порождает моду на примитивную музыку, эксплуатирующую низменные инстинкты. Жажда быстрых денег иссушила творческое начало многих, включая артистов старой школы.
Аналогичная ситуация сложилась и в кинематографе. Сегодня проще снять политически ангажированный проект вроде «Чернобыля» с Данилой Козловским, чем глубокую, пугающую экранизацию в духе «Шинели» Ролана Быкова. Поколение, выросшее на творчестве Моргенштерна, скорее поверит Козловскому, чем сложной исторической правде, которую многие уже не знают. В эпоху ремейков оригинал забывается и отправляется в виртуальный «Музей поддельного искусства», как в фильме «Трасса 60».
Оценивая происходящее, трудно не согласиться с критиком Сергеем Соседовым, который всё чаще разносит в пух и прах бездарные выступления так называемых звёзд:
«Творчество мало кого волнует. Оно нужно для того, чтобы приносить бабло. Приносит бабло — прекрасно, убытки — плохо. Художественные качества музыкальных произведений не имеют никакого значения. Сейчас у российских исполнителей нет того качественного материала, но и звёзд нет. Звезда TikTok рэп-исполнитель Morgenstern — это не звезда мирового масштаба».Эпоха без уважения
В мире, где деньги стали главной ценностью, создание подлинного искусства — невероятно сложная задача. Вместо этого мы наблюдаем пьяные выходки Димы Билана и слезливые откровения Ольги Бузовой. Для них творчество — лишь способ заработка, дополнение к доходам от сомнительной рекламы и скандальных заявлений.
Поэтому условный Билан уверен, что за свой срыв не понесет серьезных последствий. Деньги продолжат течь рекой. Отсутствие уважения к профессии и публике породило чудовищного голема, который, разрушая всё высокое, обогащает своих создателей. Национальные скрепы проржавели, а жизнь превратилась в легковесное шоу.
Сегодня в обществе царит закон шакала Табаки из «Книги джунглей» — «каждый сам за себя». Не стоит удивляться, что не находится нового Градского, который смог бы превзойти учителя. Пока личное обогащение и бездумное потребление ценятся выше творческого поиска, мы будем оставаться в глубокой культурной яме, лишь посыпая головы пеплом ушедшей славы.
Мы требуем уважения к себе, но сами не спешим его проявлять. Сначала потребляем низкопробный контент, затем в соцсетях гневно осуждаем равнодушие других, а в итоге повторяем их же ошибки. Замкнутый круг.
Именно поэтому так горько терять Гаркалина, Русланову, Градского. С ними угасает последняя надежда на иную, более качественную и осмысленную культурную реальность...
Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!
Для чтива:
Бездарный век: стоит ли помогать талантам по-советски
Награда раздора: Лещенко, Соседов и внук Зюганова отреагировали на медаль Юркисса
#александр градский #дима билан #шоу голос #лариса гузеева #моргенштерн #попса #русские фильмы #шоу бизнес россии #филипп киркоров
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Минус Градский, Гаркалин и Русланова: почему их свято место так и останется пусто.