Частная космонавтика в России. Интервью с создателем космической компании

Олег Мансуров окончил Национальный исследовательский технологический университет МИСиС. Стажировался в США и Швейцарии. В 2017 году основал собственную IT-компанию «Актум» — работает до сих пор. С января 2020-го начал работать над космическим проектом Success Rockets.

Миссия компании — сделать космос полезным и прибыльным. В Success Rockets работают над собственными твердотопливными ракетами-носителями сверхлегкого класса, спутниковыми платформами малых космических аппаратов, космическими буксирами для низких околоземных орбит и межпланетных миссий, группировками спутников для передачи данных, а также над искусственным интеллектом для обработки космических данных разных типов.

В ноябре Success Rockets запускает суборбитальную ракету. Одна из целей миссии Nebo 25 — установить новый национальный рекорд по высоте полета среди частных компаний.

Как вы пришли в частный космос?

Я начал профессионально заниматься космической темой еще в студенческие годы, но на каком-то этапе, уже после окончания института, из этой сферы пришлось уйти в IT. Была середина десятых годов, в «космосе» было мало перспектив именно для частных проектов, а в сфере, IT, наоборот, был подъем, было проще заработать. Сейчас ситуация изменилась, поэтому я вернулся обратно в космическую отрасль.

Когда вы создавали Success Rockets, какую миссию вкладывали в компанию?

Сделать космос доступным и полезным, ведь до недавнего времени эта сфера являлась прерогативой избранных и преимущественно крупных игроков. Сейчас ситуация меняется. То, что мы хотим сделать в Success Rockets, сравнимо с революционным скачком от больших мейнфреймов (большая электронно-вычислительная машина, предназначенная для решения задач, связанных с интенсивными вычислениями и обработкой больших объемов информации. Мейнфреймы занимали господствующее положение на компьютерном рынке до начала 1980-х годов. — Ред.) к персональным компьютерам. Мы удешевляем доступ в космос. На данном этапе не ставим перед собой миссию освоения других планет или ресурсов на них, просто хотим, чтобы космическая деятельность стала полезной и доступной для большинства жителей нашей планеты.
Например, спутниковая группировка связи позволяет сделать связь более доступной, быстрой и качественной на всей поверхности Земли. Второе — это дистанционное зондирование нашей планеты, которое помогает нам делать более качественные и точные карты, осуществлять навигацию, следить за строительством различных объектов, отслеживать транспортные объекты и экологическую обстановку.

Частный космос в чистом виде возможен или это всегда работает только в связке с государством?

Частный космос возможен, да. И он всегда работает в связке с государством, да. Государство решает свои задачи при помощи частных компаний или частного капитала, распределяя свои заказы среди частных подрядчиков. Это эффективнее и дешевле для государства и налогоплательщиков. И только в такой конструкции это может быть успешный проект. Потому что все равно большинство заказов, денег и инвестиций в космическую сферу не только в России, но и во всем мире осуществляется государствами — напрямую или косвенно через госкомпании, госструктуры и госбанки.

Еще вы планируете построить частный космопорт в Дагестане?

Нет, мы планируем построить два космопорта — один на юге европейской части России, второй — на Дальнем Востоке.

Обратите внимание: Что такое Консалтинг и как он развит в России?.

Мы рассматриваем пять регионов: республика Дагестан, Ростовская область, Астраханская область, Республика Калмыкия в европейской части и Приморский край на Дальнем Востоке. Этот регион географически лучше всего подходит для запусков, и экономически целесообразно иметь там подобный космопорт.

Зачем нужен свой собственный космопорт, когда можно использовать уже существующую инфраструктуру?

Речь идет о космодромах для сверхлегких ракет. Это небольшие сооружения, не требующие огромных капиталовложений и весьма недорогие в эксплуатации. Именно поэтому нам нецелесообразно эксплуатировать инфраструктуру, которая создана для таких больших ракет, как «Союз», «Протон», «Ангара» — наши издержки и накладные расходы будут значительно больше при ее использовании. Но возможен вариант, что мы просто возьмем часть полигона или часть существующего космодрома в аренду. Это наиболее вероятный вариант. Но нам важно быть максимально открытыми и доступными для туристов. Здесь решение, конечно, будет приниматься со стороны Минобороны.

Можно ли вас назвать российским Илоном Маском?

Нет. Не очень хочется сравнивать, потому что у нас разные истории, разные мотивы и, скорее всего, разное будущее. Совсем на обывательском уровне, не погружаясь в детали, такое сравнение можно сделать, но я себя таковым не считаю. Во-первых, Илон Маск начинал, будучи уже очень состоятельным человеком. Во-вторых, он грезит или мечтает именно о колонизации Марса. Моя мотивация, скорее, — помочь нашей планете и людям, проживающим здесь, улучшить их жизнь и качество жизни, ситуацию с климатом, с экологией, с распространением или равным доступом к технологиям и связи здесь, на Земле.

Почему в нашей стране так мало людей, которые готовы заниматься бизнесом?

Это вопрос ментальности в целом, вопрос принятия риска. Нас не очень воспитывают или приучают к тому, чтобы брать риск. С другой стороны, у нас существует неприятие провала. Ведь бизнес почти в 100% случаев про то, насколько ты можешь преодолевать возникающие трудности. В любом бизнесе бывают сложности, просчеты и риски. Но с этим можно и нужно работать. Вопрос не в том, насколько сильный удар ты получил, а в том, сможешь ли ты подняться после этого удара.

Автор Мария Макуш

Еще больше интервью с уникальными героями читайте на нашем сайте https://perspectum.info/licza-pokoleniya/

#интервью #интересные личности #космос #частная космонавтика #космодром #частный бизнес #бизнес идея #успешные люди #успешные компании #успешный бизнес

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Частная космонавтика в России. Интервью с создателем космической компании.

\