3. Ниспровергание авторитетов

Мир меняется ежесекундно, с появлением и внедрением новых бизнес-решений и технологий. Самое ценное, что стоит гораздо дороже денег – информация, находится от нас в шаговой доступности, достаточно просто включить компьютер и выйти в Интернет, воспользовавшись одним из любых популярных поисковиков. Естественно, так было не всегда, и за право максимально быстро и точно доставлять сведения потребителю ещё сравнительно недавно шла жёсткая борьба между нынешними корифеями современного рынка подобных услуг. Вот для наглядности один из примеров: Western Union и FedEx Express.

Western Union Company - американская компания, специализирующаяся на предоставлении услуг денежного посредничества. Основана в 1851 году. В 1860 году Конгресс США объявил тендер на создание трансконтинентальной линии, в которую мало кто верил, включая президента Авраама Линкольна. Western Union оказался единственным участником тендера. 24 октября 1861 года, через 112 дней после начала работы, телеграф объединили в единую трансконтинентальную линию в Солт-Лейк Сити. Western Union в том году получила право прокладывать линии вдоль военных и почтовых путей, включая линии железнодорожного сообщения. В 1970 году внедрена новая услуга «Western Union Mailgram» - доставка сообщений по почте на следующий день, что практически стало девизом компании.

FedEx Express - американская грузовая авиакомпания, базирующаяся в городе Мемфис, штат Теннесси, основана в 1971 году. Идея того, что впоследствии стало Federal Express, пришла Фреду Смиту в то время, как он учился в Йельском университете. На занятии он представил работу, в которой утверждал, что в современном технологическом обществе время имеет гораздо большее значение, чем деньги. Смит считал, что необходимая скорость доставки может быть достигнута только с помощью воздушного транспорта. В своей работе Смит предложил новую концепцию - один перевозчик несет ответственность за часть груза от точки отправки до точки получения, оперируя своими самолетами, складами, размещением станций и развозных автофургонов. Ему предрекали провал, отговаривали, у него не было никакой поддержки, друзья и родные отвернулись, в СМИ его называли сумасшедшим. Однако Смит был уверен в себе и верен своей мечте. Он поставил на кон все свое состояние и купил компанию по обслуживанию авиатранспорта Ark Aviation Sales. Все крупные авиакомпании, Почтовая Служба США отказались от помощи Смиту в воплощении его идеи круглосуточной доставки грузов и корреспонденции, они боялись финансовых потерь. В первые годы работы компания не приносила прибыли и несколько раз была на грани банкротства. Однако Смит не привык к поражениям, он всегда рисковал, действовал неординарно и был азартен во всем: в бизнесе, игре, управлении самолетом и самой жизни.

Руководство Western Union отнеслось к новичку крайне снисходительно, ещё бы – с их почти полутора вековым опытом за плечами, но не тут-то было. FedEx Express начала операции вечером 17 апреля 1973 года с четырнадцатью Dassault Falcon 20, которые соединяли двадцать пять городов в США. В тот вечер 18 посылок были перевезены. Услуги включали доставку «за ночь», «двухдневная доставка», доставку конвертов, а также Курьер Пак (прошу заметить – на три года позже, чем Western Union). В 2011 году оборот компании составил 39,3 млрд долларов США. В 2014 году журнал «Fortune Magazine» включил Фреда Смита в список 50 величайших лидеров мира. Услуга, которую предложил Фред Смит, оказалась востребованной, не глядя на присутствии на рынке такого мастодонта, как Western Union.

Интересный факт: в 2000 году компания FedEx получила заказ на доставку 250 тыс. экземпляров книги «Гарри Поттер, и кубок огня» от компании Amazon. Книга должна была поступить в продажу в один день на всей территории США. Руководство компании справилось с этой задачей, поклонники были в восторге: они получили книгу как раз в день финального выхода, а FedEx получила отличную рекламу.

В 2015 году Western Union осуществила 262 миллиона денежных переводов между клиентами на общую сумму в 82 миллиарда долларов. Услуга, которая изначально считалась дополнительной, и строилась на существующей инфраструктуре, созданной для передачи телеграмм, превратилась в основной бизнес для Western Union. До 2006 года компания продолжала отправлять телеграммы, но развитие телефонных линий, мобильная связь, текстовые сообщения, электронная почта победили этот вид связи. За 2006 год Western Union отправила всего 20000 телеграмм, то есть меньше, чем денежных переводов через пять лет после запуска услуги в 1876 году.

У Эйнштейна есть один замечательный совет с крайне практичным подходом к любой сложной и запутанной ситуации – для того, чтобы понять, что вообще происходит и где же то очень необходимое нам правильное решение для распутывания этого Гордиевого узла – нужно всё упростить до какого-то разумного предела. Прежде чем вкладывать деньги, которых у Вас не так-то и густо, и строить нереальные планы по получению неимоверных прибылей с задуманного Вами предприятия, трезво оцените все возможные риски, и очень хорошо, если в кругу ваших единомышленников и будущих партнёров найдётся скептик, а лучше вообще зануда, который придирчиво будет цепляться к любой мелочи, и всё и вся подвергать сомнению. Воздушные замки разрушают именно такие люди, и как бы они раздражали, именно они заставляют спуститься нас с небес на грешную землю, но по прежнему – ваша целеустремлённость и способность грамотно спрогнозировать дальнейшее развитие событий являются двигателем вашей идеи.

Фред Смит всегда полагался на свою интуицию, ему принадлежат такие высказывания: «Если вы хотите создать нечто инновационное, вы должны использовать интуитивные суждения» и «если говорить о крупномасштабных инновациях, вы должны больше полагаться на свое предвидение, свою интуицию». Интуиция дорогого стоит – тот товар (услуга) который Вы собираетесь продавать (оказывать) и можете делать это великолепно, спустя некоторое время после Вашего выхода на рынок, может оказаться просто не востребованным, и самое замечательное, по Вашему разумению, что Вы можете предложить человечеству, попросту никому не нужно, и хуже всего будет, если это выяснится после затраты на весь производственный цикл немалых средств. Есть незыблемые жизненные потребности, в которых постоянно нуждаются люди – кров, еда, одежда, здоровье, так же в наше время наше время поддержание коммуникаций на должном уровне имеет не менее важное значение. Сфера возможного применения ваших усилий крайне широка, выбирай на любой вкус, но всегда помните слова Стива Джобса: «Работать надо не 12 часов, а головой». Вы не робот и, безусловно, имеете право на ошибку. Никто не отменял в случае неверного решения реструктуризацию предприятия, реинжиниринг бизнес-процессов и прочие сложные мероприятия, с описанием которых мы столкнёмся в последующих главах – мы же всё-таки чему-то учимся, правда? Но писать по белому листу бумаги значительно удобнее, нежели править написанное, а то и вообще стирать всё и переписывать заново. Это напрямую касается и вашего будущего бизнеса.

Повторюсь – человеку свойственно ошибаться, но самое печальное в том, что делает это не только гордый одиночка, впервые вкусивший горестей и забот на нелёгкой ниве предпринимательства, но и достаточно крупные компании, имеющие за спиной немалый опыт работы, и в штате которых явно было больше пяти консультантов (может в этом и беда?). Ниже приводятся наиболее яркие примеры таких провалов, вобравших в себя всё – излишнюю самоуверенность, отсутствие интуиции, нежелание выслушивать деловых коллег, недальновидность, нежелание признавать вовремя свои ошибки даже при полном провале запущенного проекта, приносящего громадные убытки. Все сведения взяты из открытых источников, и при желании Вы можете без особого труда самостоятельно найти сотню-другую подобных бизнес-коллапсов.

В 1877 году «Western Union» совершила ошибку, о которой можно жалеть до сих пор. Президент компании решил, что технология передачи голоса на расстояние — ненужная игрушка, и отказался покупать патент на изобретение Александра Белла за 100 000 долларов.

В 1977 году компания Kodak подала патент на один из первых цифровых фотоаппаратов. Однако, учитывая высокий доход с продажи пленки, она решила сосредоточиться исключительно на пленочных камерах. Даже когда рынок менял направление в сторону цифровых технологий, Kodak оставалась неизменной в своем решении.

Этот случай, пожалуй, наиболее известный из всех, приведенных в этом обзоре неудач. Одна из крупнейших звукозаписывающих компаний в середине 20-го века, Decca Records, отказалась работать с группой The Beatles, потому что "молодые люди с гитарами - это уже не модно". Да, тогда были похожие группы, и The Beatles не смогли начать работу с этой компанией.

Danone вывела на российский рынок бренд детского питания Bledina, который на тот момент успешно продавался в Европе. И каково же было недоумение руководства — продукция совершенно не пользуется спросом. На замечания и мольбы российских коллег о переименовании, опытные французы отвечали примерно так: «Вы недостаточно внимания уделяете продвижению. У вас слабый маркетинг. С названием все нормально. В Словакии все хорошо с продажами, а там тоже славянский язык». В итоге в штаб-квартире пришли к выводу, что нужно увеличить медиа-присутствие, для чего был разработан слоган: «Бледина — все, что нужно вашему ребенку!».

В 1990-х годах RJ Reynolds потратила 1 млрд $ на создание и продвижение продукта, который оказался никому не нужным, так как курильщикам не нравятся сигареты без дыма, а некурящим нет смысла их покупать. После того как выпуск Premier приостановился, компания RJ Reynolds потратила ещё 125 млн $ на новую версию бездымных сигарет под маркой Eclipse, которая тоже провалилась по той же причине — потребители не испытывали желания курить сигареты без дыма.

Создатель крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart начал свой предпринимательский путь с ошибки, которая могла бы погубить весь его бизнес. В возрасте 27 лет он арендовал магазин (переплатив за него) и методом проб и ошибок начал выстраивать корпоративную культуру, которая впоследствии легла в основу Wal-Mart. Магазин успешно развивался – спустя 5 лет количество продаж увеличилось в 4 раза. В чем же была его ошибка? В течение 5 лет он арендовал помещение магазина, не задумавшись о том, что имеет смысл внести в договор пункт о возможности продления срока аренды. Когда договор истек, хозяин помещения отнял его у Уолтона, несмотря на все уговоры.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: 3. Ниспровергание авторитетов.

\