XR: Расширенная реальность как синтез VR и AR, стирающий границы миров

Мы подошли к кульминации нашего экспресс-путешествия в мир иммерсивных технологий. Третья часть посвящена Расширенной реальности, или XR (от английского Extended Reality). Хотя иногда этот термин переводят как «смешанная реальность», более точным является именно «расширенная». По своей сути, XR представляет собой процесс объединения и взаимного обогащения технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности, создавая принципиально новую среду взаимодействия.

Давайте оставим споры о терминологии и углубимся в суть этого явления, закрепив понимание третьего ключевого столпа современных цифровых технологий.

Что такое расширенная реальность (XR)?

Расширенная реальность сегодня предлагает революционные возможности, недоступные ещё десять лет назад. Однако достижение максимальной реалистичности и глубины погружения остаётся сложной задачей, ограниченной производительностью современных аппаратных и программных ресурсов.

XR — это обобщающий термин, охватывающий весь спектр решений на стыке виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Эта концепция размывает границы между физическим и цифровым мирами, значительно расширяя инструментарий для работы с человеческим восприятием. Пока телепортация остаётся фантастикой, XR выступает в роли технологического моста: она может переносить пользователей в полностью искусственные миры или, наоборот, интегрировать цифровые объекты в наше физическое окружение. Иммерсивные решения, основанные на симбиозе VR, AR и вспомогательных технологий, являются одним из самых перспективных и реализуемых сегодня направлений развития XR.

Стирая привычные границы

Грань между реальным и цифровым становится всё более призрачной. Мы являемся свидетелями зарождения новой эпохи, в которой формируется гибридная реальность для работы, обучения, развлечений и отдыха. Уже сегодня XR активно применяется в нескольких отраслях: игровая индустрия, медицина, реклама, ритейл, образование и промышленность. Объём рынка VR/AR в 2018 году оценивался в $15-20 млрд, а к 2020 году ожидался рост до $140-150 млрд именно благодаря развитию XR-направления.

Структурно на развлечения сейчас приходится около 45% рынка. Однако аналитики Accenture прогнозируют, что через несколько лет эта доля сократится до 20% за счёт бурного роста других, более прикладных секторов.

Кислород для XR: новые требования к обучению

Новая индустриальная революция кардинально меняет требования к навыкам будущих специалистов. По данным Всемирного экономического форума, к 2020 году должно было измениться около 35% профессиональных компетенций, многие профессии — трансформироваться или исчезнуть, уступив место симбиозу человека и искусственного интеллекта. Корпорации остро ощущают необходимость в продвинутом обучении и повышении технической грамотности сотрудников. В 2017 году, согласно Statista, глобальные расходы на корпоративное обучение составили $362,2 млрд.

Обратите внимание: Через 20-30 лет любой бизнес будет социальным. Как будет трансформироваться капитализм.

Однако большая часть этих программ по-прежнему реализуется в традиционных форматах: офлайн-семинары или линейные онлайн-курсы.

Пассивное запоминание информации стремительно устаревает. Современный рынок требует активного, непрерывного и практико-ориентированного обучения. Именно здесь на помощь приходят технологии AR, VR и их интеграция в формате XR. Они позволяют компаниям создавать безопасные, но предельно реалистичные симуляции экстремальных ситуаций: от пожара на рабочем месте до работы в опасной зоне или действий при техногенной катастрофе. Такая подготовка позволяет быть готовым к любым нештатным ситуациям.

Будущее в цифрах: эффективность иммерсивного обучения

Исследование Accenture наглядно демонстрирует преимущества XR. Одна группа обучалась с помощью классических инструментов (видео), а другая — с использованием VR-решений. Участники VR-группы показали в среднем на 12% более высокую точность и выполнили задачу на 17% быстрее. Опрос также выявил их более высокую вовлечённость и восприимчивость к материалу. Результаты говорят сами за себя.

В саму идеологию XR заложены элементы геймификации, что дополнительно повышает степень усвоения и удержания знаний. Иммерсивное обучение также меняет поведенческие навыки и позволяет собирать ценнейшую аналитику: отслеживание движений глаз, построение тепловых карт внимания, анализ жестов. Эти данные, сопоставленные с результатами тестирования, помогают создавать автоматизированные отчёты, глубже понимать потребности сотрудников и оптимизировать учебные процессы. В выигрыше остаются все: компании получают высококвалифицированных специалистов, а сотрудники, повышая свою компетентность и ценность на рынке труда, улучшают качество своей жизни.

Реальные кейсы применения XR

Несколько актуальных примеров от Accenture иллюстрируют растущий спрос на XR-технологии в различных отраслях:

  • Медицина: VR-решение для обучения хирургов помогло снизить количество ошибок при реальных операциях на 40%.
  • Ритейл: Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart использует VR для подготовки менеджеров к «Чёрной пятнице». Технологию планируется внедрить в 200 учебных центрах компании.
  • Энергетика: Разработано VR-решение, позволяющее сотрудникам АЭС безопасно «пережить» и отработать действия при расплаве реакторного ядра, чтобы в реальной ситуации действовать хладнокровно и эффективно.
  • Медиа: Автомобильный журнал Top Gear совместно с сервисом Aurasma выпустил полностью интерактивный номер. Читатели могли смотреть видео прямо на страницах, наводя на них камеру смартфона.
  • Нефтегазовая отрасль: VR-тренажёры для операторов буровых установок, построенные на реальных производственных кейсах.

Наше путешествие подошло к концу. Мы разобрали три ключевых понятия: AR, VR и XR. Надеюсь, этот материал был для вас полезен. Вам — новые знания, мне — плюс в карму.

До скорых встреч, уважаемый гик!

Я буду стараться открывать для вас самые актуальные и полезные темы современности, как для профессионального роста, так и для повседневной жизни.

Ведь это только начало, и у нас всё впереди...

- db_neoteric - 004

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: XR - Соединение двух миров.