Франчайзинг – одна из наиболее востребованных в мире моделей ведения бизнеса. Её главное преимущество заключается в том, что достаточно один раз удачно реализовать идею для бизнеса, создать успешный узнаваемый бренд и можно обеспечить себе солидный пассивный доход за счёт привлечения других предпринимателей-франчайзи, желающих заниматься этим же бизнесом.
Однако, чтобы франшиза приносила высокие доходы и оставалась рентабельной на протяжении достаточно длительного срока, недостаточно просто организовать сеть, подписать контракты и делегировать все права «рабочим лошадкам». Без должного контроля и активного руководства качество выпускаемых товаров или предоставляемых услуг неминуемо снизится со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, приступая к организации франчайзинговой сети, не поленитесь принять меры, которые защитят ваш бизнес от различных неприятных ситуаций, неизбежно случающихся в бизнесе.
Наймите опытного юриста
Это только кажется, что заключение договора с франчайзи может полностью защитить головное предприятие от непредвиденных ситуаций в виде несанкционированного использования товарного знака, нарушения технологического процесса, маркетинговой политики и т. п. На самом деле такое случается сплошь и рядом. Однако решить подобные вопросы мирно удаётся редко.
Прежде всего, в законодательстве РФ понятие «франшиза» вообще отсутствует, есть только «коммерческая концессия», которая прописана недостаточно чётко. Поэтому в спорных ситуациях франчайзеру будет очень сложно призвать к ответу недобросовестного франчайзи: придётся потратить немало сил на судебные разбирательства, сбор доказательной базы, апелляции и т. п.
Опытный юрист изначально позаботится о правильном составлении контракта с детальным прописыванием прав и обязанностей сторон, а также даст совет, как правильно себя вести в случае выявления нарушений. Все это значительно облегчит защиту в суде и сэкономит массу времени и нервов.
Тщательно проверяйте претендентов
Прежде чем заключить договор франшизы, не поленитесь собрать информацию из всех возможных источников о претенденте, а также проведите с ним собеседование. Существует несколько свободных источников, где можно получить информацию о благонадежности будущего партнёра.
Обратите внимание: Полезные IT сервисы.
Обратитесь к сайтам:- ФНС, где собрана информация о предприятии, его руководстве, о том, не находится ли фирма на стадии банкротства;
- Зачестныйбизнес, из которого вы узнаете, велись или ведутся ли против компании судебные дела, в каких проектах участвовали юридические лица;
- ФССП – источнику информации о долгах и судебных разбирательствах, связанных с их погашением.
В ходе собеседования вы сможете оценить компетентность претендента, его мотивированность, просто прикинуть возможности человека применительно к своему бизнесу. Партнёр должен быть заинтересован в развитии проекта, а не только в получении стабильной прибыли.
Защищайте свою интеллектуальную собственность
По статистике почти половина партнёров поступают следующим образом: покупают франшизу, досконально изучают все нюансы бизнеса, расторгают договор и открывают собственное дело под другим именем. Доказать афёру достаточно сложно, поскольку законодательство разрешает франчайзи расторгать договор, предупредив головное предприятия за 6 месяцев.
Чтобы обезопасить себя, опытные бизнесмены рекомендуют использовать два приёма:
- прописывать в договоре максимально длительный срок, за который партнёр обязан предупредить о намерении прекращения сотрудничества;
- никогда не раскрывать до конца все тонкости дела: оставляйте что-то, что всегда будете делать сами.
Фокусируйтесь на прибыли
При заключении договора необходимо чётко продумать и оговорить условия получения прибыли. Обычно она выплачивается в виде роялти: фиксированной суммы, процента с прибыли или с маржи. Если вы не можете контролировать торговый оборот или ценовую политику партнёра, то выбирайте фиксированный вариант выплаты. Если известен оборот, то можно договориться о проценте. То же самое относится к маржинальному проценту.
В некоторых случаях от роялти выгоднее отказаться вовсе. Например, если деятельность предприятия связана с продажей одежды, обуви, техники, то гораздо выгоднее создать условия, при которых франчайзи будет закупать у головного предприятия больше товара и реализовывать через свой магазин. Прибыль будет расти за счет увеличения оборота.
Постоянно развивайтесь
Роялти, получаемые со своих партнеров по бизнесу, – это средства, которые должны работать на дальнейшее развитие компании, иначе через несколько лет она придёт в упадок. Необходимо постоянно внедрять что-то новое: передовые технологии, программное обеспечение, обновлять интерьеры, рекламу, проводить акции, разрабатывать сезонные предложения и т. п.
Еще больше интересной и полезной информации о бизнесе, инвестициях, налогах и идеях в нашем telegram сайте: @bizlan4
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Полезные советы по управлению франшизой.