В этой статье мы поговорим о планировании резервов предстоящих расходов. Дело в том, что резервы напрямую влияют на финансовую отчетность, на основе которой рассчитываются все показатели эффективности проекта – главные результирующие показатели бизнес-плана. Иными словами, без планирования резервов ключевые показатели бизнес-плана могут быть значительно искажены
Для демонстрации этого примера я буду использовать Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel
Резервы предстоящих расходов, в топологии планов, относятся к финансовому плану, который входит в группу «специальных» планов. Напомню, финансовый план включает несколько подчиненных планов, отражающих финансовую деятельность компании и резервы (кредитные продукты, операционную и финансовую аренду, резервы предстоящих расходов и долевые инструменты).
Планирование резервов – это планирование резервов предстоящих расходов, в периодах с положительной прибылью, с целью избежать резких скачков финансовой отчётности и, с другой стороны, избежать возможных финансовых рисков, связанных с факторами неопределенности.
То есть, с одной стороны, #резервы улучшают (корректируют) финансовую отчетность, с другой стороны, они являются простым и эффективным инструментом, снижающем финансовые риски компании.
Резервы создаются, например, на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и обслуживание, производственные затраты, связанные с сезонным характером производства и т. д.
Создание #резервов предстоящих расходов позволяет компании избежать резких скачков затрат и колебаний показателей финансовой отчетности. Поэтому планирование резервов имеет серьезное значение как для акционеров, так и для потенциальных инвесторов. Кроме того, в ряде случаев, создание резервов является обязанностью компании.
Практика планирования
В приведенном примере продемонстрирован автоматический расчет резервов, однако, в большинстве случаях рекомендуется использовать обычное редактирование, если графики «накопления» и «погашения» резервов заранее определены.
Пример. Создание резервов под затраты, связанные с сезонным характером ремонтных работ. Планирование резервов предстоящих расходов на #сезонный ремонт помещений и коммунального оборудования.
Пусть, #административные расходы компании включают расходы на коммунальные услуги и #расходы на сезонный ремонт помещений и коммунального оборудования, под которые планируется создавать резервы.
Пусть, цены на коммунальные услуги незначительно растут, например, в январе и июне примерно на 5%. Смотрите график расходов на коммунальные услуги за три года.
Пусть, компания приняла решение проводить ежегодные сезонные работы по ремонту помещений и коммунального оборудования в восьмом месяце (август). Стоимость работ в каждом году составляет 420 000 , и под эти затраты компания планирует создавать резервы.
Планирование резервов предстоящих расходов :
- шаг. Ежемесячные выплаты в накопление резервов составят 35 000 (420 000 / 12 = 35 000). Так как планирование начинается с 1 месяца проекта, учтем накопленные резервы за 4 месяца прошедшего года (сентябрь-декабрь 2014): 140 000 (35 000 × 4 = 140 000).
- шаг. Прейдем в таблицу "Финансовый план" и вызовем форму планирования: левой кнопкой мыши (один клик) .
- шаг. Добавим новый продукт: пункт меню «добавить» (F2 ).
- шаг. Редактирование параметров. В первой вкладке "Параметры резервирования" выберем вид резерва = Ремонт основных средств .
Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.
Заметим, данная информация не влияет на расчеты, в отличие от следующего пункта. - шаг. Редактирование параметров. В первой вкладке "Параметры резервирования" выберем статью расходов = Административные расходы . Под эту статью будут создаваться резервы.
- шаг. Резервы рассчитает программа. Для этого, во второй вкладке "Настройки для расчета резервов" укажем параметры настроек, как показано на рисунке: Начало, окончание периода резервирования: 1-12 . Т. е. мы планируем ежегодно создавать резервы под сезонные работы.
Сумма резерва: 420 000 .
Начало, окончание: 8 .
Поставим флажок "Установить годовой цикл резервирования". В этом случае, резервы будут рассчитываться для каждого года (в соответствии с указанными параметрами расчета).
7. шаг . Вкладка "Таблица резервов". Перед выполнением расчета, учтем накопленные резервы (140 000) за 4 месяца прошедшего года, как показано на рисунке:
8. шаг . Выполним расчет: "Считать → ОК ".
Итоговый расчет, сравнительный графический анализ
После выполнения расчета, вызовем график административных расходов "строка «Административные расходы» → правая кнопка мыши → График строки ". Как видно из графика, затраты на начало 2015 года, с учетом запланированных резервов, составляют 159 153 (до расчета резервов – 124 153), на конец 2017 года – 176 455 (до расчета резервов эта сумма составляла 141 455). Несложно подсчитать, в отличие от предыдущего графика, ежемесячные затраты выросли на 35 000 , «рисунок» графика почти не изменился.
Теперь в состав административных затрат включены издержки на сезонные ремонтные работы, но при этом удалось избежать резких скачков колебаний в «Отчете о прибылях и убытках»:
Ниже приведен график административных расходов, рассчитанный в Budget-Plan Express, с тем же примером (с теми же исходными данными), только здесь расходы не планировались через резервы, а все отнесены на издержки отчетного периода. В данном случае – сумма 420 000, ежегодно, начисляется в августе, как показано на рисунке:
Скачки колебаний затрат в восьмом месяце соответствуют сумме, потраченной на сезонные ремонтные работы (420 000). И, напротив, создание резервов (предыдущий график) позволило избежать резких скачков колебаний финансовой отчетности.
---------
Оригинал статьи смотрите на сайте www.strategic-line.ru. Этот материал вместе с другими примерами, смотрите разделе «Резервы предстоящих расходов. Практика планирования».
Автор: Олег Мостовой (разработчик ПО для бизнес-планирования)
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Практика бизнес-планирования. Как и зачем планировать резервы предстоящих расходов.