История изменений и пивотов известных продуктов. Netflix.

Что такое пивот? И с чем его едят?

Итак, пивот - смена бизнес-модели, продукта или сферы деятельности стартапа. Этот термин ввел американский предприниматель Эрик Рис.

На самом деле, многие известные компании неоднократно меняли свою бизнес-модель. Приведу несколько примеров:

  • Тинькофф банк . Изначально у банка был только 1 продукт – кредитная карта, а каналом привлечения была почтовая рассылка. Не слишком похоже на экосистему?)
  • Вкусвилл. История компании начинается с бренда “Избенка” – именно так назывались торговые точки, которые продавали натуральную молочную продукцию. О супермаркете здоровой еды речи не шло.
  • Корпоративный мессенджер Slack был недавно продан за 27,7 млрд. долларов. А появился Slack в роли инструмента для общения между разработчиками игры Glitch . Игра закрылась, а мессенджер “сделал” своих основателей миллиардерами.
  • Ozon – некогда магазин для продажи книг и видео через интернет, который прошел путь трансформации до универсального интернет-магазина.

Примеров довольно много, что говорит о том, что своевременная смена бизнес-модели способствует развитию компании.

История Netflix

Первой бизнес-моделью компании была аренда фильмов на DVD -дисках, которые отправлялись по почте по цене 7$ за фильм.

Через два года, в 1999 году, компания стала использовать подписную модель, которая позволяла неограниченную аренду DVD без сроков и штрафов.

В 2000 году на сайте появилась персонализированная система рекомендация фильмов.

В 2005 было разработано устройство в виде коробки, которое позволяло скачивать фильмы ночью и смотреть на следующий день.

Но вскоре, после появления YouTube , компания решила двигаться в сторону потоковых сервисов, создав собственный в 2007 году.

В 2013 году Netflix вошла в индустрию производства контента, выпустив в прокат такие сериалы, как «Карточный домик», «Хемлок-Гроув», «Замедленное развитие».

В 2015 на свет вышел первый полнометражный фильм от Netflix «Безродные звери». Компания одной из первых задала тренд на производство оригинального контента, который привязывает пользователей к платформе.

В 2017 количество участников платформы выросло до 100 млн, в этом же году за фильм “Белые каски” Netflix получает свой первый “Оскар”.

Смена бизнес-модели как ответ на меняющуюся среду

Развитие Netflix выглядит эволюционным. Компании удалось предугадать, в какую сторону развернется тренд, и как изменятся пользовательские предпочтения. Безусловно, это лишь результат, который мы видим, а что именно позволяет компании меняться и не повторить судьбу Kodak и Nokia ?

Ведь только вдумайтесь, насколько отправка фильмов на DVD -дисках была далека от того, чем Netflix является сейчас.

Думаю, в компании не обходилось и без провальных пивотов. Неудачная попытка создания коробочного устройства – лишь один из них. Компании-первопроходцы нередко сталкиваются с неудачами при создании чего-то нового, очень важно не отбить желание у сотрудников делать что-то новаторское, боясь неудачи. Как Netflix удается решать эту проблему?

Корпоративная культура

Открытость, свобода и ответственность – именно так можно охарактеризовать корпоративную культуру Netflix .

Обратите внимание: История успеха Билла Гейтса.

Каждый сотрудник наделен полномочиями принимать самостоятельные решения без одобрения руководителя. Это позволяет оперативно решать многие вопросы.

Также до сотрудников доносится вся важная финансовая и стратегическая информация, включая планы компании и текущие показатели, это позволяет рядовым сотрудника понимать контекст принятия решений.

Конструктивная критика коллег является не просто нормой, а обязательным навыком, который развивают у всех сотрудников. Критика действий руководителя – обычно дело для сотрудников Netflix .

Компания пропагандирует “командный” подход (а не “семейный”), который подразумевает увольнение “просто хорошего” сотрудника, если он не является одним из лучших в своем деле. На первый взгляд, кажется удивительным увольнение сотрудника, который не ошибается. Но если мы вспомним про футбольные гранды, то все встанет на свои места. Лишь единицам удается закрепиться в составе топ-клуба на длительный срок, и нам не кажется странным, когда футболист уходит в команду классом пониже. Тем более риск быть уволенным компенсируется заработной платой, которую Netflix готов платить по верхней границе рыночного предложения.

Также отмечу особенность отпусков – у них нет границ. Т.е. вы можете отдыхать столько, сколько захотите, нет прописанного лимита дней. Только вам решать, когда и сколько отдыхать. Заманчиво?)
Подробнее о корпоративной культуре Netflix можно прочитать в книге Рида Хастингса(основатель компании) и Эрин Мейер.

История изменений и пивотов известных продуктов. Netflix.

Вывод

Можно с уверенностью сказать, что до сих пор Netflix удается успешно справляться с вызовами и кардинально менять свою бизнес-модель. Пивоты позволяют быть компании “первопроходцем” и задавать тренды на рынке.

Безусловно, корпоративная культура компании наделяет сотрудников свободой принятия решений и позволяет оставаться гибкими, несмотря на внушительный размер. Сотрудники имеют необходимые полномочия для права на риск, что способствует появлению новых идей и появлению новых продуктов. Ведь очень много идей в крупных корпорациях разбились о нежелание руководителя защищать идею сотрудника перед вышестоящим начальством.

Удастся ли Netflix сохранить корпоративную культуру и остаться лидером рынка после ухода основателя? Или новый пивот приведет к тому, что у компании появится новый источник дохода другом рынке? Нам остается только наблюдать и делать выводы)

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: История изменений и пивотов известных продуктов. Netflix..