Много лет назад из уст одного руководителя крупного пищевого предприятия (приглашенного поруководить в Ростов-на-Дону из Москвы), я услышал фразу, которая поразила меня своей «нестандартностью». Сказал он буквально следующее: «Рынок резиновый – сколько произведем, столько и продадим!» Однако… продать именно столько, сколько произвели, не получилось, и он был отправлен обратно в Москву, как не оправдавший надежды собственников бизнеса.
И действительно, как можно говорить о том, что рынок «резиновый»? Любой здравомыслящий человек понимает, что на определенной территории, за фиксированный период времени (как правило, один год) нельзя продать больше, чем там покупается. Именно этот объем продаж и является ёмкостью рынка!
Зачем нужно знать какая ёмкость рынка у того или иного продукта или группы товаров и какую долю занимает предприятие на рынке (как правило, рассчитывают ёмкость рынка и/или положение организации на рынке)? Прежде всего, для того, чтобы правильно оценить ситуацию и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность предприятия или товара. Не всегда конечно это получается, но пробовать надо.
Другими словами – емкость рынка одно из ключевых характеристик любого рынка и без глубокой и детальной информации об этом показателе, «входить в него» преследуя смелые и амбициозные планы, было бы неумно не совсем правильно.
Основные показатели ёмкости рынка.
В чем измеряется ёмкость рынка?
Как правило, емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном выражении. При этом следует «очертить» территорию, в которой будет рассчитываться ёмкость. Как правило – это город, район или область, федеральный округ или страна.
Изменение ёмкости рынка в динамике.
Ёмкость рынка может иметь тенденцию к росту, к снижению или остается неизменной. Как правило, данная информация очень важна для видения перспектив рынка и, как говорилось ранее, для принятия управленческих решений.
Рост или падение рынка может быть обусловлен определенными факторами. Какими?
Обратите внимание: Что такое биткоины. И как на них зарабатать..
Например, пандемией, изменением макроэкономических показателей. При росте благосостояния граждан за обувью они будут идти в бутики, а вот при падении доходов, маршрут изменится в сторону обувных мастерских.Однако есть и другие факторы. К ним можно отнести:
- степень освоения данного рынка;
- появления на рынке аналогичных или других товаров со схожими свойствами (характеристиками);
- эластичность спроса;
- уровень цен;
- качества товара и т.д.
Как рассчитывается ёмкость рынка?
Как правило, в аналитических статьях приводится та или иная емкость рынка, но при этом не приводятся никакие обоснования приводимых цифр. Большинство именитых как российских, так и зарубежных авторов в своих монографиях достаточно ловко уходят от конкретных примеров и расчетов.
Мне, например, не понятно, почему у того же всемирно признанного Ф. Котлера в «Основах маркетинга» такой проблеме, как «ёмкость рынка» и «расчете ёмкости рынка, практически не уделено внимания.
Сразу хочется оговорить тот факт, что расчетная ёмкости рынка – это, «расчетная или прогнозируемая величина» и не более того. Почему именно так? Потому, что эта величина рассчитывается на основании определенных предположений и обобщений различных фактов, имевших место в прошлом, но не в будущем. Однако часто случается, что расчетные и реальные показатели ёмкости рынка рознятся.
Математически, ёмкость рынка можно выразить следующим образом:
Е = М * С; где:
Е – емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);
М – количество реализуемого товара в год (ед.);
С – стоимость товара (руб.)
Существуют различные подходы и методы по расчету ёмкости рынка, перечислю некоторые из них:
- Экспертный подход к определению ёмкости рынка;
- Экономико-математическое моделирование ёмкости рынка;
- Методика расчета ёмкости рынка основанная на статистических данных, а так же ряд других методик.
В рамках данного поста, нет возможности подробно останавливаться на той или иной методике, т.к. каждая имеет свои достоинства и недостатки. Однако, на мой взгляд, не существует универсального подхода и поэтому, методология расчета ёмкости рынка по конкретному товару или услуге должна быть подобрана индивидуально.
Следует иметь в виду, что любой расчет емкости рынка имеет свои особенности и порой требует введения определенных поправочных коэффициентов. Именно поэтому к выбору методики и подхода нужно относиться особой тщательностью и вниманием.
А вы сталкивались с задачей по оценке ёмкости того или иного рынка по конкретному товару?
© Аллавердян В.В., 2020
www.i-con.ru
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Что такое ёмкость рынка и как её рассчитать?.