На основании ранних статей, расписал, что подходить к делу нужно с целями, отличительная черта которых - конкретика. Один из способов постановки целей - smart
В целом рабочий приём, поэтому читай, запоминай и практикуй. Особенно практикуй!
SMART
Smart - это, дорогой друг, аббревиатура с "тайным" смыслом, где каждая буква относится к своему специфическому требованию к цели. Ладно, всё проще))
Буква 1. S – Specific (конкретика или ясность)
Ставь цель четко и актуально, учитывая специфику дела.
Вопросы для справки: что именно собираемся улучшить/достичь/изменить?
Пример: “Создать новый продукт", "Увеличение количества продаж", "Выход на новый рынок".
Заклинание 2. M – Measurable (сколько вешать в граммах)
Ты уже должен быть в курсе, что "хочу больше клиентов" это фиговая цель. Нужна конкретика, так что обозначаем числом или процентом желаемое.
Вопросы для справки: Сколько именно хотим приобрести что-либо? Какой показатель продемонстрирует достижение цели? Какие результаты докажут, что цель достигнута?
Пример, что должно получится: “10 лидов в день”, “3 млн. руб. прибыли в месяц”, “5 % конверсии сайта”.
Условие 3. А – Achievable (Реальна или достижима)
Да, цели должны быть амбициозны, и в то же время посильными, а то пупок развяжется.
Проще привести пример из спорта. Все знают, что реально сделать жим лёжа со штангой в 100 кг., но если сегодня максимальный вес, который спортсмен может пожать, равняется 50 кг., то придавит его целью, в смысле, штангой 100 кг.
Поэтому, чтобы совместить амбиции и достижимость, рекомендуется проанализировать, что достигал ранее (возможно на грани своих возможностей), накинуть +10-20% сложности и в путь.
Вопросы для справки: Что мне потребуется для достижения цели? Насколько цель сложнее обычного? Что может помочь или помешать?
Пример: “Наши конкуренты имеют 15% доли рынка, мы, обладая лучшими ресурсами, можем занять все 20%”.
Критерий 4. R – Relevant (близка по духу, согласована с общей целью)
Цель должна помогать главной миссии или стратегическим целям компании.
Реальный пример фиговой цели, когда проекту требовалось подключить онлайн-оплату, чтобы разгрузить штат сотрудников, которые оформляли заказы вручную. НО в приоритет была выбрана задача по разработке внутренних уведомлений покупателей.
Вопросы для справки: А для чего вообще достигать эту цель? Нет ли противоречий между поставленной целью и стратегическим задачам? Мы это делаем для того, чтобы что?
Пример: ”Создадим отдел поддержки дорогих нам клиентов, что поможет понять, чего же они хотят. Так и вторичные продажи увеличим"
Шаг 5. T – Time bound (сроки, deadline)
Маркировка для промежуточных отчетов и конечного срока достижения. Промежуточные отчеты помогут сделать анализ, возможно потребуется что-то подшлифовать/исправить/улучшить.
Конечный срок достижения цели обязателен, иначе не цель, а покатушки на воздушном пони.
Вопросы для справки: Сколько времени потребуется на создание продукта? Когда будет готова сборка прототипа?
Пример: “3 года”, “к четвергу”, “за 1 месяц”, “к 31 декабря 2020г.”.
Для закрепления накину примерчик постановки цели по SMART: "Провести 2 новых обучающих курса по "Созданию и внедрению регламентов" дистанционно до 15 декабря 2020 г. с допродажей (после проведения) на оказание услуг по внедрению методологии"
Проверяем:
- S (конкретность) – цель ясна для для бизнес-тренера;
- М (измеримость) – три курса в две недели;
- А (достижимость) – цель достижимая (если курс короткий), есть наработки и аудитория;
- R (важность) – продажа нового продукта/привлечение новых клиентов;
- Т (срок) – до 15 декабря 2020.
p.s. Возьмите лист бумаги и проработайте ближайшие 5 целей по данной методе.
#провокатор смысла #целеполагание