Здравствуйте, уважаемые читатели!
Парадокс благосостояния региональных руководителей
Имея за плечами более пяти лет руководящего опыта в логистической сфере, я неоднократно сталкивался с интересным феноменом. Директора филиалов, чья официальная мотивация выглядит достаточно скромной, тем не менее демонстрируют высокий уровень жизни. Возникают закономерные вопросы: за счет чего достигается такое благополучие? Может быть, они практикуют жесткую экономию, ведут натуральное хозяйство, ограничивают личные потребности или им просто везет? Реальность, как правило, оказывается прозаичнее и носит в нашем обиходе четкое определение — воровство.
Контекст и диссонанс
Речь идет specifically о руководителях филиалов транспортных компаний. Над каждым таким региональным управленцем находится руководство в головном офисе, чаще всего расположенном в Москве. О профессиональном уровне этих функциональных «московских» руководителей, курирующих регионы, я планирую рассказать отдельно — эта тема заслуживает особого внимания и пестрит курьезными ситуациями.
Признаюсь, по натуре я являюсь тем самым «русским чудаком», который всегда работал (и продолжает работать) на благо компании и ее коллектива. Описанные ниже схемы — не из моего арсенала.
Каталог распространенных схем обогащения
Итак, давайте рассмотрим основные методики, которые используют недобросовестные директора для пополнения личного бюджета.
1. Манипуляции с тарифами на междугородние перевозки
В крупных городах-миллионниках первым делом такой директор попытается навязать компании «своих» перевозчиков для междугородних маршрутов. Далее следует лоббирование завышенных, не соответствующих рыночным, тарифов для этих контрагентов. В роли перевозчиков обычно выступают друзья, родственники или деловые партнеры. Их задача — выплачивать директору разницу между реальной стоимостью перевозки и утвержденным завышенным тарифом.
Пример расчета: Допустим, согласованная с компанией стоимость плеча составляет 15 000 рублей. Реальный перевозчик выполняет работу за 12 000 рублей. Из разницы в 3 000 рублей примерно 500 рублей уходит на услуги по обналичиванию средств, а оставшиеся 2 500 рублей оседают в кармане директора. При минимальном объеме в 20 рейсов в месяц по одному маршруту, ежемесячный «бонус» составляет 50 000 рублей. И это только один направление!
2. Оптимизация расходов на упаковочные материалы
Ключевые статьи затрат здесь — древесина (доска) и паллеты. Схема классическая: документально оформляется закупка одного объема материалов, а по факту привозится меньшее количество. Разница в стоимости после обналичивания (с учетом комиссии 10–15%) перечисляется директору. Возникает резонный вопрос: откуда тогда брать материалы для упаковки? Ответ прост — использовать вторичное сырье. Например, разбирать упаковку входящих грузов, поскольку клиенты часто забирают товар без тары. Таким образом, директор может легко получать «откат» в размере минимум 30% от суммы закупки. Конкретные суммы варьируются в зависимости от региона.
3. Классическая схема с горюче-смазочными материалами (ГСМ)
Кратко и понятно: списывается все по нормативам, а неизрасходованный остаток топлива и масел реализуется на сторону. Доход от этой операции также присваивается.
4. Процент от арендных платежей
Схема, аналогичная пункту 1. Директор лоббирует заключение договора аренды складских или офисных помещений с «нужным» арендодателем по завышенной ставке. Разница между рыночной и фактической ценой аренды, либо фиксированный процент от сделки, поступает руководителю филиала.
5. Контроль над экспедированием «последней мили»
Речь идет о доставке грузов по городу или области. Здесь возможны несколько вариантов: создание собственного «левого» ИП для оформления транспорта и найма водителей, либо вывод на процент (обычно от 5% оборота) проверенного перевозчика. Второй вариант часто используется, если директор не стремится к максимальной прибыли с этого направления.
6. Манипуляции с фондом оплаты труда (ФОТ)
Во многих организациях до сих пор практикуется разделение заработной платы на официальную («белую») и неофициальную («серую») части. Недобросовестный директор может либо просто не выплачивать часть «серых» денег сотрудникам, либо вводить неофициальные штрафы. Суммы этих удержаний затем присваиваются.
Заключение
Как несложно понять, активное использование даже нескольких из перечисленных методов превращает официальную зарплату директора в малозначительный пассивный доход на фоне основного «бизнеса».
Желаю всем честности и профессиональных успехов! Подписывайтесь на раздел. Буду рад вашим предложениям — пишите, какие аспекты логистики вас интересуют, и я постараюсь осветить их в будущих публикациях.