Школа научного управления (1885–1920 гг.)
Основоположниками этого направления стали Фредерик Тейлор, супруги Гилберт, Генри Гант и Гаррингтон Эмерсон. Их идеи заложили фундамент современного менеджмента, сместив фокус с интуитивных решений на научный анализ. Ключевые достижения школы включают:
- Внедрение научных методов для изучения и оптимизации трудовых процессов на производстве.
- Системный анализ рабочих операций с целью значительного повышения их эффективности и производительности.
- Выделение управленческой деятельности в отдельную, профессиональную сферу, требующую специальных знаний и навыков.
Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.)
Представители: Анри Файоль, Александр Богданов, Алексей Гастев, Макс Вебер, Линдалл Урвик. Если научный менеджмент концентрировался на задачах отдельного работника, то эта школа поднялась на уровень организации в целом. Её вклад заключается в следующем:
- Формализация и описание ключевых функций управления, таких как планирование, организация, руководство и контроль.
- Разработка универсальных принципов построения рациональной и эффективной организационной структуры.
- Создание системы принципов управления персоналом и построения иерархии внутри компании.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (с 1930-х гг.)
Ведущие мыслители: Мэри Паркер Фоллет, Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг. Эта школа возникла как реакция на излишнюю механистичность предыдущих подходов и сместила акцент на социально-психологические аспекты. Её основные идеи:
- Рассмотрение организации как сложной социальной системы, где важны не только формальные правила, но и неформальные связи.
- Изучение и применение на практике факторов мотивации, лидерства, групповой динамики и эффективной коммуникации для повышения удовлетворённости сотрудников и их продуктивности.
Школа количественных методов и системного подхода (с 1940-х гг.)
Среди ключевых фигур — Людвиг фон Берталанфи, Стаффорд Бир, Леонид Канторович, Норберт Винер. Развитие этой школы было тесно связано с технологическим прогрессом Второй мировой войны и последующим ростом сложности организаций. Её суть:
- Применение к управлению сложных математических моделей, теорий систем, кибернетики и методов исследования операций для поддержки принятия решений.
- Использование как формальных (математических, статистических), так и неформальных аналитических подходов для решения многокритериальных управленческих задач и оптимизации бизнес-процессов.