Эволюция управленческой мысли: от научной организации к системному подходу

Школа научного управления (1885–1920 гг.)

Основоположниками этого направления стали Фредерик Тейлор, супруги Гилберт, Генри Гант и Гаррингтон Эмерсон. Их идеи заложили фундамент современного менеджмента, сместив фокус с интуитивных решений на научный анализ. Ключевые достижения школы включают:

  • Внедрение научных методов для изучения и оптимизации трудовых процессов на производстве.
  • Системный анализ рабочих операций с целью значительного повышения их эффективности и производительности.
  • Выделение управленческой деятельности в отдельную, профессиональную сферу, требующую специальных знаний и навыков.

Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.)

Представители: Анри Файоль, Александр Богданов, Алексей Гастев, Макс Вебер, Линдалл Урвик. Если научный менеджмент концентрировался на задачах отдельного работника, то эта школа поднялась на уровень организации в целом. Её вклад заключается в следующем:

  • Формализация и описание ключевых функций управления, таких как планирование, организация, руководство и контроль.
  • Разработка универсальных принципов построения рациональной и эффективной организационной структуры.
  • Создание системы принципов управления персоналом и построения иерархии внутри компании.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук (с 1930-х гг.)

Ведущие мыслители: Мэри Паркер Фоллет, Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг. Эта школа возникла как реакция на излишнюю механистичность предыдущих подходов и сместила акцент на социально-психологические аспекты. Её основные идеи:

  • Рассмотрение организации как сложной социальной системы, где важны не только формальные правила, но и неформальные связи.
  • Изучение и применение на практике факторов мотивации, лидерства, групповой динамики и эффективной коммуникации для повышения удовлетворённости сотрудников и их продуктивности.

Школа количественных методов и системного подхода (с 1940-х гг.)

Среди ключевых фигур — Людвиг фон Берталанфи, Стаффорд Бир, Леонид Канторович, Норберт Винер. Развитие этой школы было тесно связано с технологическим прогрессом Второй мировой войны и последующим ростом сложности организаций. Её суть:

  • Применение к управлению сложных математических моделей, теорий систем, кибернетики и методов исследования операций для поддержки принятия решений.
  • Использование как формальных (математических, статистических), так и неформальных аналитических подходов для решения многокритериальных управленческих задач и оптимизации бизнес-процессов.