⠀
? Данная стратегия нечто среднее между коворкингом, медицинским и торговым центром. Вместо отделов с одеждой и обувью будут кабинеты, предоставляющие медицинские услуги и точки с товарами медицинского назначения плюс площадка для обмена знаниями, чтения лекций, получения новых навыков и опыта.
⠀
Участники данной бизнес-модели:
✔️Инвестор - собственник или арендатор земельного участка и здания;
✔️Арендаторы - клиники, частные врачи, аптеки;
✔️Клиенты - частные и корпоративные клиенты и покупатели;
✔️Управляющая компания, которая организовывает процесс, предоставляет сервис резидентам и клиентам и доходность собственнику.
⠀
Доход образуется за счет арендного потока и увеличения стоимости объекта недвижимости, превращаясь в ГАБ (готовый арендный бизнес).
⠀
Для лучшего представления - вот 1 из примеров медицинского коворкинга в виде многофункционального медицинского центра, строящегося в Санкт-Петербурге.:
⠀
общая площадь пятиэтажного здания составит 8,6 тыс. м2. На первом этаже будет организован медицинский коворкинг — кабинеты площадью по 12 м2 займут врачи частной практики. В цоколе оборудуют подземный паркинг на 33 автомобиля. На каждом этаже будет 6-7 помещений, которые при необходимости можно объединить.
⠀
Вот, что обещают медицинские коворкинги своим резидентам:
- пакет документов,
- оборудование,
- полное оснащение кабинетов,
- ресепшн,
- медсестра/ассистент,
- клининг,
- санобработка,
- охрана,
- видеонаблюдение,
- онлайн-касса,
- терминал безналичной оплаты,
- дизайнерский ремонт,
- высокий сервис,
- комфортные зоны ожидания,
- комната персонала,
- кофе-зона для отдыха и встреч,
- конференц-залы.
⠀
Для частных врачей коворкинг открывает следующие возможности:
- расширение собственной практики без инвестиций,
- увеличение потока клиентов, пришедших к другому врачу
- нетворкинг
- повышение квалификации, “на месте”
- PR, продюсирование - можно читать лекции, размещать рекламные материалы.
⠀
?Инвестиционная привлекательность данной стратегии целиком и полностью зависит от профессионализма управляющей компании: на сколько правильно будет подобрано (построено) здание/помещение, умело организовано пространство, каких арендаторов “заселят”, на сколько они будут дополнять друг друга и удовлетворять потребности целевой аудитории, какое качество сервиса будет обеспечено.
⠀
Как видим, новых и смешанных форматов девелопмента в нашей жизни все больше?
⠀
Надо сказать, медицинских коворкингов в России пока не много. Медицинский девелопмент менее прозрачен, чем торговый и офисный. Однако, на мой непрофессиональный взгляд, в постковидную эпоху медицинские коворкинги могли бы занять место высвободившихся офисных пространств. Поживем – увидим?